Меню

Некролог для башни. Прощание с долгостроем в высказываниях его защитников и противников

Иллюстрация: Архив DK.RU

Демонтаж недостроенной екатеринбургской телебашни назначен на субботу, 24 марта. DK.RU вспомнил самые яркие высказывания защитников долгостроя и сторонников его сноса — их силы оказались неравны.

Как стало известно в начале недели, взрыв недостроенной екатеринбургской телебашни запланирован на утро 24 марта. Перед этим периметр улиц Розы Люксембург, Декабристов, 8 Марта и Куйбышева оцепят, а жителей предупредят о взрыве сиреной. Вообще же о грядущем сносе долгостроя стало известно в конце июля 2017 г. Тогда свердловский губернатор Евгений Куйвашев заявил, что этого требуют правила безопасности: телебашне уже больше 40 лет. Депутаты Заксобрания области согласовали передачу Уральской горно-металлургической компании телебашни и земельного участка под строительство ледовой арены 18 июля. Стоимость сноса телебашни стороны не раскрывают, но, по неподтвержденной информации, речь идет о 170–200 млн руб. На этой неделе представители УГМК впервые представили проект ледовой арены — домашней площадки для хоккейного клуба «Автомобилист», сообщал DK.RU. 

Любопытно, что вечером 22 марта, за два дня до сноса, недостроенную телебашню «обняли» несколько сотен екатеринбуржцев (а по подсчетам организаторов — больше тысячи человек). Участники акции обогнули долгострой по периметру вдоль натянутой ленты цветов российского флага, а потом запустили в небо белые и голубые шары с криками «Башня, живи!». Сегодня около 5 утра к телевышке прорвались несколько противников ее сноса и парашютисты. Часть из них охранникам объекта удалось поймать, однако четверо оказались ловчее и забрались на башню. Позже один из парашютистов спрыгнул с вышки, остальные оставались на ней до середины дня — замерзшие и без четкого плана действий.

При этом ранее в защиту недостроя высказывались ряд представителей политического и бизнес-сообществ города. Их оппоненты, среди которых тоже политики и бизнесмены, приводили свои доводы в пользу сноса долгостроя. DK.RU вспомнил самые яркие фразы:

Эдуард Россель, член Совета Федерации РФ:

— Там осталось достроить 165 м металлоконструкций. Это нужно сделать, покрасить телебашню, смонтировать оборудование. Там можно сделать хороший культурный центр — новый пункт притяжения для горожан, для молодежи.

Валерий Ананьев, глава НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс»:

— Идея сноса недостроенной телебашни мне не нравится. Я вообще против строительства ледовой арены на этом месте. Не так нужно было бы использовать этот участок, да нас в последнее время не спрашивают... Не все любят хоккей, футбол, кто-то хочет музыку послушать. Появление арены в центре города снизит качество жизни в том районе, ущемит интересы горожан, любящих искусство и культуру больше спорта. Во всем мире тренды обратные — арены строят на окраинах, чтобы не мешать центру. Да, телебашня не украшает город, но не мы ее строили, не нам ее и сносить. Мы все временные в этом мире, получили на короткое время среду, в которой живем, и главное, что можем сделать — не навредить городу, а улучшить его.

Михаил Вяткин, глава городского Градсовета:

— Ледовый дворец городу нужен, и, если строить его на этом участке, снос телебашни неизбежен: 4,6 га — это самый минимум для ледовой арены такой вместимости, и башня, безусловно, помешает. Я не столько противник сноса башни, сколько противник строительства на этом месте ледового дворца. Этот участок и так загружен с точки зрения транспорта, а если здесь будут проводить хоккейные матчи, неизбежен наплыв личного автотранспорта, поскольку на матчи съезжаются со всей округи и из соседних городов. Наверное, там есть возможность построить парковки, в том числе, и подземные. Но как люди будут на них попадать? 

Владимир Черкашин, глава Уральского банка Сбербанка РФ:

— В банке посмотрели бы проект по сохранению недостроенной телебашни в Екатеринбурге, если бы какой-то конкурс по использованию телебашни оказался завершенным и проект был принят на реализацию. Если люди хотят сохранить объект, то нужно понимать, как его использовать.

Олег Хабибуллин, депутат Екатеринбургской городской думы:

— У нас в последние годы наметилась странная тенденция: если проект инициируется крупной ФПГ или ее владельцами, то власти сразу дают ему «зеленый свет», порой без учета мнения жителей области. Так было с храмом Екатерины на городском пруду. История с вышкой — не исключение.

Будет ли очередная ледовая арена реальным украшением Екатеринбурга? Сомневаюсь. Так же, как сомневаюсь, что ледовую арену нельзя построить в другом месте, например, в районе Академический. Тем более что всего в 300 метрах от телевышки уже построили ледовую арену Дацюка на территории стадиона «Юность». В общем, много доводов в пользу того, чтобы не рубить нашу телевышку, а задействовать ее. Уверен, что варианты есть и будут еще. Но взорвав телевышку, хороших вариантов город точно не получит.

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

— Башня — точно не памятник. И не символ какого-то исторического события. Это символ бесхозяйственности. Мы искали разные формы применения телевизионной вышки. И должен констатировать, что инвесторов для реализации какой-либо идеи нет. Это вопрос сугубо хозяйственный. Смешно называть ее каким-то символом. Плохо, что мы не можем вовлечь эту территорию в оборот. Именно поэтому решение принято о сносе. И даже в ходе обсуждения в моем Instagram большинство поддержали. Может быть, она кому-то нравится, но то, что в течение 30 лет мы не можем вышку с ржавеющей арматурой вовлечь в городское хозяйство, — это плохо. Решение надо принимать, и оно принято. 

Андрей Козицын, генеральный директор УГМК:

— Стоит бетонная труба, а все почему-то задают вопрос о телебашне. Там нет телебашни: стоит 200-метровое странное бетонное сооружение. Сейчас готовится проект, мы будем ее понемногу убирать-убирать-убирать — и до начала Чемпионата мира по футболу постараемся убрать.

Владимир Крицкий, управляющий по недвижимости «Группы ЛСР на Урале»:

— Я не понимаю этого шума, он создан из ничего. У меня вообще впечатление, что целая категория людей в городе использует такие сложные объекты, чтобы создать дополнительную проблему. Чтобы с ними «порешали вопрос» — не всегда материально, а морально. Так они подняли бы свой вес в обществе. Объективно: ну что этот ствол стоит? Что с ним сделать? Столько лет прошло, а никто не может придумать, как использовать конструкцию. Вот, говорят, сделать наверху ресторан. Но если включить мозги: это какие нужны лифты! А сети! Чтобы провести водопровод на 257 метров — это какие должны быть насосы, чтобы на такую отметку подать воду! Понятно, что с башней сегодня делать нечего. Я думаю, что проект арены реализуют, и все будет нормально.

Данил Крицкий, представитель УГМК-холдинга и глава АО «Ледовая арена»:

— Башня будет уничтожена в любом случае. Обратного пути нет, подготовка проведена. Осталось доработать детали и произвести демонтаж. Никакие митинги брошенный объект не спасут.

Первопричину же раскола городской общественности по вопросу сноса телебашни пытался найти колумнист DK.RU Евгений Енин:

— Сейчас главное даже не то, что вместо. Сейчас главное — то, КАК башню готовят к сносу. А готовят ее МОЛЧА. <…> А увидеть, как исчезнет башня, на которую мы смотрели всю жизнь, — это наше право. Взорвать ее молча — это как украсть. Ну и просто тупо не сделать из этого событие — СОБЫТИЕ, чтобы весь город собрался на Плотинке, речи толкнуть, песни спеть, нажать на красную кнопку, чтобы все собравшие считали вслух «раз, два, три», а потом бы она исчезла. Когда у всего города есть вопросы, а те, у кого есть ответы, молчат, не стоит удивляться тому, что не все горожане так сильно любят власть, как могли бы.

Добавим, что пятница, 23 марта 2018 г. стала рекордным днем по продажам авиабилетов из городов России в Екатеринбург c начала года. Как сообщает сервис OneTwoTrip, по сравнению с предыдущими пятницами этого года (за исключением праздничных дней), продажи билетов выросли на 18%. Наибольшее количество пассажиров прилетит в Екатеринбург из Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Самары. 

Мы часто наблюдаем зависимость спроса на авиабилеты в тот или иной город от различных мероприятий. Обычно это либо крупные выставки и конференции, либо масштабные культурно-развлекательные мероприятия, способные привлечь внимание иногородних гостей. Планируемый снос телебашни не относится ни к тому, ни к другому, но эта уникальная операция активно освещалась в СМИ, и не удивительно, что желающие посмотреть на нее появились в других регионах, — прокомментировал директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес.

Фото: архив DK.RU, Владимир Жабриков / URA.RU