Меню

Нельзя уволить? Пусть идет в отпуск или домой. Как спасти компанию от токсичного работника

Иллюстрация: pixabay.com

Постоянные жалобы, грубость или нытье — с таким коллегой сложно работать. Но это лишь верхушка айсберга. Негатив одного человека сильнейшим образом влияет на весь коллектив, от шефа до охранника.

Все мы оказываем огромное влияние на эмоции окружающих, часто куда большее, чем принято считать. Николас Кристакис,  профессор Гарварда, и политолог Джеймс Фаулер в книге «Связанные одной сетью» доказывают, что счастье передается не только в паре от одного партнера к другому, но и к их друзьям, друзьям друзей и так далее. На нас влияют все и всегда, и об этом важно помнить. Особенно в офисе, полном самых разных людей, пишет HBR.

Нас способны не только сделать чуть радостнее положительные эмоции соседа по кабинету, но и заставить грустить неприятности, казалось бы, совсем не близкого человека. Незначительная, на первый взгляд, грубость может пустить «круги по воде» в довольно большом сообществе, оказывая воздействие на людей из нашей сети знакомств, с которыми, возможно, мы вообще не вступаем в прямой контакт. Особенно страшно, если среди ваших коллег есть кто-то «токсичный», тот, кто всегда грубит, во всем сомневается и откровенно хамит в ответ на даже незначительную просьбу. Вычислять и обезвреживать таких людей в коллективе нужно как можно скорее.

В ходе исследования было  обнаружено, что эффект от одной обесточивающей связи в четыре, а то и в семь раз сильнее, чем влияние положительного или заряжающего энергией взаимодействия. Другими словами, плохое сильнее хорошего. Это значит, что часто негатив затрагивает бессчетное количество коллег, что приводит к целому ряду вредных последствий. Речь идет о нежелании делиться информацией, снижении мотивации, эффективности и ощущения счастья на работе.

Опросив 135 сотрудников отдела кадров диверсифицированной международной производственной компании (с представительствами более чем в 30 странах), мы обнаружили, что у 10% опрошенных, указавших самое большое количество «токсичных» контактов, показатель удовлетворенности на работе был на 30% ниже, чем у остальных.

Токсичный сотрудник в организации обходится очень дорого. Он не просто наносит вред окружающим, но негативно воздействует на других — сотрудники, находящиеся рядом, рискуют сами стать токсичными. Что же делать?

В идеале стоит попросить этого человека покинуть организацию. Но часто сделать это невозможно. В таком случае можно попытаться изолировать этого человека. Суть в том, чтобы увеличить физическую дистанцию между «нарушителем» и остальными членами команды, по-другому распределив проекты, изменив офисное пространство, сократив число общих встреч или побудив работать удаленно.

В идеале это снизит количество «столкновений» между токсичным сотрудником и остальным коллективом, что снизит эмоциональные, психологические и когнитивные потери. Если есть необходимость, можно подумать о том, чтобы позволить другим подчиненным работать из дома или с гибким графиком.

Одна компания из списка Fortune 100 наняла талантливого, но токсичного сотрудника, незаменимого в разработке ключевой технологии. Было решено создать для него специальную лабораторию, во многом для того, чтобы изолировать его от всех остальных. Руководство понимало, что чем меньше людей он встречает на своем пути, тем лучше.

От того, как вы обойдетесь с токсичными сотрудниками, зависит общее благополучие организации. Негативно настроенные люди слишком дорого стоят, чтобы не обращать на них внимания. Их отрицательное влияние, словно вирус, может распространиться по всей компании. Нужно защитить людей: сделать максимум, чтобы изолировать токсичных сотрудников или вообще избавиться от них. Тогда у сотрудников и компании в целом будет гораздо больше шансов преуспеть, успешные специалисты не будут увольняться из-за нездоровой атмосферы.