— Алексей Юрьевич, Банк внешней торговли — второй в России, как по активам, так и по объему собственного капитала. Банку такого уровня логичней было бы обслуживать крупнейшие предприятия страны. И
— Алексей Юрьевич, Банк внешней торговли — второй в России, как по активам, так и по объему собственного капитала. Банку такого уровня логичней было бы обслуживать крупнейшие предприятия страны. И вдруг вы объявляете о своей готовности обслуживать средний бизнес. Чем обусловлен подобный выбор?
— Традиционно экономика в Свердловской области базируется на тяжелой промышленности. И когда говорят об инвестиционном кредитовании, чаще всего подразумевают прокатные станы, печи — нечто железное, большое, приобретаемое на гигантские суммы. Однако сегодня инвестиции индустриального характера, по нашему мнению, становятся менее актуальными. Это, конечно, не означает, что мы сокращаем работу с промышленным сектором. В этой сфере у нас накоплен солидный опыт, отработаны технологии и есть возможность для инвестирования в любых, даже особо крупных объемах. Но металл, нефть — это все биржевые товары, которые очень сильно зависят от колебаний мирового рынка. Сейчас крупные промышленники задумываются: а как развиваться дальше? По вертикали, вкладывая деньги в сырье, в металлопереработку, или по горизонтали, диверсифицируя бизнес? И некоторые из них приходят к выводу о необходимости расширять сферы деятельности, приблизить бизнес к человеку.
— Что вы под этим подразумеваете?
— Под этим подразумевается необходимость быть ближе к насущным человеческим проблемам. Перспективы развития внутреннего рынка вполне оптимистичны. Люди все активнее покупают жилье, бытовую технику — одним словом, уровень жизни растет. И именно сейчас имеет смысл заниматься развитием потребительского сектора. Почему? В стране сформировался внутренний спрос. Покупательная способность рубля к доллару будет расти, рубль — укрепляться. Конкуренция с импортными товарами здесь пока невысока, соответственно, предпринимателю этот сектор более интересен. К примеру, производство продуктов питания. Здесь и норма рентабельности выше, и цена вхождения на этот рынок гораздо ниже.
Есть любопытные цифры. Скажем, хлебоуборочный комбайн из Голландии окупается за два года, хотя стоит $160 тыс. Рентабельность производства мяса составляет десятки процентов. Рентабельность переработки молочных продуктов также исчисляется несколькими десятками процентов. А в металлургии сегодня и 10% — это высокая рентабельность. Разница ощутима. В итоге сейчас начинает формироваться второй эшелон по линии кредитов — что весьма отрадно. И в этом направлении мы готовы помогать предпринимателям.
— А как же с внешней торговлей? Ведь это — ваше приоритетное направление?
— Банк внешней торговли — это, прежде всего, универсальный банк.
В обслуживании международных контрактов мы по-прежнему сохраняем высочайшую квалификацию, постоянно работаем над совершенствованием расчетных схем. Например, некто планирует поставить линию по фасовке молочной продукции, которая стоит $500 тыс., а рассчитываться за нее он хотел бы сезонно. И это реально! Мы выставляем за клиента аккредитив. На международном рынке наш банк выступает как заемщик. А здесь мы обеспечиваем отсрочку платежа. За два года оборудование окупается. Даже в течение первого сезона. Зарубежное оборудование имеет ряд глобальных преимуществ перед аналогичным отечественным. Меньше дополнительных издержек. Качество продукции на выходе выше. Используя качественную технику, мы также снижаем так называемые естественные потери процентов на пять-десять. Результат, как говорится, налицо.
Традиционные поставщики подобной продукции — это страны Европы. Там не требуется поручительство международных банков, чьи гарантии стоят достаточно дорого, процента четыре в год. Но даже если вы хотите приобрести высококачественное оборудование, например, из Германии или Италии, — поручительство Банка внешней торговли просто необходимо. Вот, к примеру, такая схема: российский импортер заключает контракт с зарубежной фирмой на поставку какой-то линии с рассрочкой на два года. Линия стоит, скажем, миллион долларов. Вносится аванс в размере 10 или 15%. Такими же порциями выплачивается оставшаяся сумма после монтажа оборудования. Фактически рассрочка укладывается в срок до 20 месяцев. Мы на этот график выставляем свой аккредитив либо предоставляем гарантию платежа.
Зарубежные экспортеры заключают такого рода сделки достаточно охотно. Ведь рентабельность по российским проектам значительно больше, чем, например, по сделкам внутри Европейского союза. И они практически ничем не рискуют, потому что собственные издержки окупаются уже за первый год. В течение же второго они рискуют только своей прибылью. Поэтому ценовое условие для российского импортера выглядит очень привлекательно. Сначала наша комиссия составляет 4%, а зарубежного банка — 3,5%. Итого, 7,5% годовых. На второй год, если платежи пошли хорошо, мы понижаем ставку до 3,5%, а в зарубежном подтверждении уже просто нет необходимости. То есть, комиссия за второй год составит уже 3,5% годовых. Замечательные условия. Даже если бы ставка составляла 20 или 10%, это бы тоже окупилось.
— Хорошо, вы являетесь гарантом на внешнем рынке. А каких гарантий вы требуете от тех, кто берет кредиты?
— Голову руководителя. Шучу. Если серьезно, всякая организация — это продолжение своего руководителя. Мы исследуем бизнес-планы, смотрим, как подходят к решению проблемы развития производства — комплексно или нет, качество маркетинга и так далее. Таким образом, «ставится диагноз» руководителю, определяется, насколько он квалифицирован, опытен, да и удачлив, в конце концов. Мы пытаемся оценить руководителя из опыта общения с ним. Иногда хватает одного визита на предприятие, чтобы приступить к процедуре оформления кредита.
— Это, наверное, не все условия?
— Очень нравится, когда клиент постепенно переходит из «серого» бизнеса в «белый». Необходимо все-таки двигаться в сторону цивилизации, исполнения всех государственных требований, в том числе налогообложения. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество с клиентами. А проблемы с бюджетом, с налоговой инспекцией, к сожалению, ставят на этом крест. Поэтому для наших клиентов инкассовые распоряжения фискальных органов — редкость. А если они и случаются, нам тут же звонит руководитель и говорит: «вы знаете, у меня тут инкассовое, я его практически погасил, вам завтра придет отзыв». Ведь через некоторое время ему снова понадобится кредит.
— Мы говорим только о сельском хозяйстве и продуктах питания. Но ведь есть и другие производства?
— Хорошо, давайте рассмотрим другой бизнес. Например, мебель. Мебель продается в комплекте — столы, стулья, тумбочки, шкафы. Производится серийный продукт, над которым работают дизайнеры, технологи. Необходимо иметь свое ноу-хау, которое тоже должно быть оценено. Это более сложная процедура. А кто может хорошо работать на мебельном рынке? Либо это предприятие с уже имеющейся базой, штатом конструкторов, с талантливым руководством — например, «Шатура». Либо же предприятие избирает иной путь. Все начинается с дистрибуции, продаж импортной мебели, затем комплекты дополняются чем-то своим, и понемножку процесс усложняется.
Если к нам придет руководитель такого торгового предприятия и скажет: у меня есть арендованные цеха, и я хочу к заграничной серии начать производить что-нибудь свое, — мы рассмотрим предложение. Это реально, попытаться можно. Обращаются за кредитами продавцы компьютерной техники. Они вызывают у нас доверие — люди владеют техникой и рынок знают. Бизнес должен иметь реальный выход на конечного потребителя.
— Кредитование среднего бизнеса берется сегодня на вооружение многими банками. В чем отличие вашего предложения?
— Наш филиал может предложить финансирование практически всех инвестиционных товаров, независимо от объема. Это первое.
Второе — имеющийся у банка инструментарий. Вкупе с высокой квалификацией наших специалистов, он позволяет организовать наиболее выгодный, наиболее подходящий для заемщика способ финансирования проекта. Работа с крупными промышленными предприятиями научила наших специалистов творчески подходить к решению проблем клиента. Для предприятий среднего бизнеса, не имеющих развитых финансовых служб, сотрудничество с нами, безусловно, даст возможность найти новые пути повышения конкурентоспособности и одновременно повысить класс своих финансовых специалистов.
Растущее число расчетных счетов в нашем филиале подтверждает, что эти — главные, на мой взгляд, преимущества банка — реально востребованы. И нас радует, что грамотные, прогрессивные руководители, стремящиеся к реальному развитию своего дела, выбирают нас в качестве финансового партнера.
Филиал в Екатеринбурге:
620142, Екатеринбург,
ул. Cтепана Разина, 16,
тел.: (3432) 22-31-41,
e-mail: mailbox@vtbektb.ru