«Мало кто признается, но большинство собственников ненавидят свой бизнес. И причина проста». Ольга Чебыкина — про три главных вывода, которые помогут собственнику перестать «отторгать» свою компанию.
Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер»:
— Я нарисую сейчас очень неприглядную картинку, с которой вам захочется поспорить. О ней не любят говорить на страницах глянцевых журналов про успешных людей. Но она является неотъемлемой частью нашего делового мира. И если вы присмотритесь к окружающим вас предпринимателям, то убедитесь, что мои слова находят подтверждения повсюду.
Очень многие владельцы регионального бизнеса, основавшие свои компании каких-то 10-15-20 лет назад, втайне мечтают от своего бизнеса избавиться.
Нет, не подумайте — не продать, чтобы заработать дополнительную прибыль и вложить ее в новый проект. А именно избавиться. Сделать так, чтобы они могли выбраться, наконец, из замкнутого круга ответственности и недоверия, в котором крутятся многие годы.
Возможно, вы слышали о так называемой Ловушке основателя. Это термин, который применяет Ицхак Адизес. На стадии создания и первых лет роста бизнес настолько подчиняется воле и личностным качествам владельца, что срастается с ним и не способен существовать отдельно.
Находясь в состоянии постоянной нехватки времени, владелец бизнеса, конечно, пробует передать свои полномочия менеджерам. Но он тотально никому не доверяет, боится, хочет все и везде перепроверять (благо, примеров обмана вокруг пруд-пруди).
Это рушит инициативу, убивает ответственность подчиненных руководителей, потому что они знают — собственник не просто отвечает за все, он готов только к ложному делегированию. По принципу «отдал, забрал обратно». Конечно, никакого результат это не приносит: увидев или заподозрив, что сотрудники не справляются с выполнением задач, основатель сразу же забирает переданные полномочия назад. Он убеждается, что был прав, не давая никому спуску, и снова нагружает себя. Заходы и выходы из оперативного управления чередуются, каждый период может длиться от полугода до двух-трех лет, а потом снова.
В такой ситуации люди, работающие в бизнесе, становятся деморализованными. Их утомляет постоянная нестабильность и неопределенность. Вскоре они хотят одного — чтобы собственник держался подальше от компании. На этой стадии немало бизнесов и вовсе разваливаются. Но те, кто выживают, конечно, пытаются исправить положение дел.
Чтобы переломить ситуацию, собственнику советуют нанять людей совершенно со стороны — не погруженных в его проблемы. Что же обычно происходит, когда сам основатель приводит профессионального менеджера, чтобы тот возглавил организацию? Он ищет и находит себе этакого «наемника» — хорошего «администратора» с аналитическими способностями, готового «наводить порядок». Главное свойство такого человека — он критически не похож на основателя по стилю руководства. И этот новый стиль, конечно, снова вызывает отторжение, неприятие в организации, которая сопротивляется изменениям. Выращенные самим собственником руководители отторгают новичка, а основатель, как только видит первые неудачи или неоднозначные действия нового «наемника», инстинктивно встает на их сторону.
Почему происходит провал? Потому что чаще всего собственник патологически не доверяет тем, кого не проверил лично, причем многолетней практикой. А «старички» знают основателя, они умеют донести свое негодование куда лучше, чем любые аргументы доносит новый глава компании — «наемник». В результате компанию раздирают конфликты. Активный и опытный «наемник» попробует как можно скорее переломить ситуацию, чем еще больше настраивает против себя руководящий состав.
А что основатель? А он, конечно, ощущает, что происходит что-то не то, и принимает самое верное, как ему кажется, решение: увольняет приглашенного со стороны профессионального менеджера и возвращается к самостоятельному управлению компанией. Вследствие этого собственник опять повторяет все свои ошибки, и так по кругу.
Собственник, возвращаясь раз за разом в свою компанию, устает, выматывается, не может больше вкладывать силы в бизнес, но другого смысла жизни он просто не видит. Он в тупике. Отсюда искренне и усиливающееся желание избавиться от бизнеса, несмотря на всю любовь к своему делу. Дело губит основателя, а он губит дело.
Но еще одно неприятное обстоятельство состоит в том, что для большинства собственников никакой альтернативы не существует. Владельцы думают, что могут жить без этой гонки, но только выпав из нее, возвращаются обратно. Тут бы человеку задуматься о продаже компании, и, в теории, это красивый выход из ловушки. Но российская действительность не всем дает такой шанс. Многие бизнесы просто не продать — нет покупателей, неудачная рыночная ситуация, не устраивает цена и т.д.
Исключения из этой ситуации настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам. Я сейчас работаю с собственником крупной производственной компании на рынке пищевых товаров, и у него при схожей ситуации случился буквально «подарок судьбы». Оказалось, что его сын заинтересован в бизнесе отца, будучи погружен в него с юности он многое понимает и готов стать преемником. Я общаюсь с этим человеком, помогая ему наладить работу, и понимаю, что если бы не кредит доверия сыну, все было бы совсем по-другому. Но это именно исключение, а чаще всего собственник оказывается в реальной ловушке: бизнес не бросить, а сил для него все меньше.
В этой печальной ситуации нужно сделать три простых вывода, они покажутся очевидными, но на них базируется решение проблемы.
Первый вывод, который надо сделать в этой ситуации, — попасть в ловушку основателя не зазорно, не страшно признаться в этом себе. Большинство владельцев бизнеса именно на этом этапе стопорятся. Они думают, что беда в каких-то частностях, что нужно просто найти подходящего «наемника». Нет, весь секрет в голове самого собственника.
Второй важный вывод: основатель оказывается в ловушке, когда пытается сохранить бизнес таким, каким он был в самый, казалось бы, успешный момент его жизни — в период бурного роста. Когда в бизнес вкладывались сверхусилия за счет человеческих отношений и сверхмотивации старой команды. И затем владелец инстинктивно пытается вернуться в точку «наивысшего счастья». Организация работы такого собственника выстроена вокруг людей, а не вокруг задач, так что не всем ясно, кто и за что несет ответственность. Решение — сложное, и не все могут его реализовать, но оно только одно — перестать цепляться за людей. И начать работать с задачами.
И третий простой вывод: никто не выходит из ловушки основателя самостоятельно. Вам придется искать помощи «на стороне», потому что систему придется перестраивать капитально, ведь она устроена с вашим участием как собственника. Вы — внутри. Редчайшие исключения только подтверждают правило: «находясь внутри, из ловушки не выбраться». Постучите — и вам откроют.