«Один из клиентов — крупный бизнес, который хочет платформу себе. Может подождать, пока все станет плохо, и забрать ее с командой за долги». Алена Владимирская — о том, как спасти дело парой звонков.
Алена Владимирская, основатель проекта «Антирабство», на своей странице в Facebook рассказала о спасении перспективного стартапа.
— Через несколько дней профильные СМИ напишут: один из стартапов поднял раунд. И будут правы. А я сейчас вам расскажу, как это было.
Жил-был потенциально очень сильный проект. С хорошими клиентами. С интересным и востребованным продуктом. Но со слишком неопытными фаундерами.
Фаундеры сделали крутой продукт и он «попер». Но попер он не просто так, а потому что продавали его втрое ниже рыночной цены большим корпоративным клиентам. Да еще и кучу фишек бесплатных наваливали. Спрос, естественно, был бешеный. Клиенты стояли в очередь.
Но внедрение каждого продукта требовало времени и сил. И уходило в глубокий минус.
Фаундерам казалось, что не страшно, потому что у проекта были инвестиции. Но спрос на продукт становился все больше, от этого убыток генерился все сильнее. А фаундеры нанимали все больше людей, чтобы этот спрос обслужить. Инвестиции таяли на глазах
— Фигня, — говорили фаундеры, сейчас много клиенты заплатят.
Но у них были большие корпоративные клиенты, которые платят месяцы, а то и годы спустя.
— Фигня, — говорили фаундеры. — Мы считаемся одним из самых крутых стартапов. Нам раунд дадут. Но переговоры по раунду задерживались: венчур не говорил нет, но и не спешил. И вот случился день, когда стартап впервые не выплатил зарплату.
— Ничего страшного, — сказал фаундер. — Нам через неделю заплатит клиент.
— Ок, сказали сотрудники. И стали ждать.
Прошел еще месяц. И снова нет зарплаты
— Сейчас нам заплатят, я договорился, — говорит фаундер.
— Гм, ну ок, но не ок, — сказали сотрудники и стали смотреть на сторону.
А на третий месяц сотрудники, конечно, сказали «Ок», но стали срочно писать резюме. И так в Антирабстве оказалась целая команда людей из этого стартапа. Они пришли с установкой: в проект верим, уходить не хотим, но кушать хотим. Поэтому давайте посмотрим, что еще есть из вакансий, потому что если уж и в следующем месяце не заплатят, тогда мы будем искать работу.
И тут (не поверите, но шарик земной маленький) в Антирабство приходит... один из частных инвесторов стартапа. По совсем другой причине — хочет работу поменять. Он миноритарий, за ситуацией в стартапе не следит, но гордится им очень и считает, что в горизонте 3-5 лет выйдет оттуда с коэффициентом в 100.
Я, офигев, рассказываю, что его вложение сейчас дохнет. И, что самое ужасное, об этом знает рынок и кровожадно ждет, чтобы с деньгами в стратапе было совсем плохо. причем, сознательно не инвестирует.
Почему? Да все просто.
Один из клиентов этого стартапа — крупный бизнес, который хочет такую платформу себе. И ему платформа уже задолжала. И есть шанс сейчас подождать, пока все станет совсем плохо, и тупо забрать ее с частью команды за долги. Благо ждать осталось месяц-два.
А другая часть венчура не инвестирует, потому что считает, что у проекта есть какой-то скрытый баг. Логика простая — если это просто кассовый разрыв, а клиенты в очередь стоят и продукт хороший, то почему инвесторы первой волны его не спасают, сделав займ на покрытие кассового разрыва. Человек все это слушает, офигевает, говорит «Я вернусь по вопросам своего трудоустройства через неделю» и уходит.
А через 3 дня приходит смска (цитирую дословно): «За сутки нашел инвестора. Спасибо вам, так как именно после вашего тревожного сигнала я напрягся, влез в ситуацию и понял размер беды. Проведем допэмиссию, встретимся с ключевыми сотрудниками и дадим вводные. Надеюсь, проект после жесткой встряски перейдет к планомерному развитию продукта плюс качественному сопровождению существующих клиентов. А там спокойно будем со стратегами говорить».
В общем, через несколько дней в СМИ фаундер будет рассказывать, как он целенаправленно поднимал инвестиции. Как к нему очередь желающих стояла. Как проект грамотно стратегически развивается. И все, включая и меня, будут его поддерживать и помогать.
Все хорошо, что хорошо заканчивается (ну в этом случае продолжается). Но забавно, что изнанка у инвестиций такая: три собеседования о работе, один звонок и две смски.