Меню

Неожиданно сдали назад: область вернет городу часть градостроительных полномочий

Губернатор внес в областную думу два законопроекта, которые предполагают частичное возвращение руководству Екатеринбурга градостроительных полномочий. Эксперты обсуждают детали будущей схемы.

В Екатеринбурге получила неожиданное продолжение долгая история борьбы городских и областных властей за контроль над градостроительными полномочиями. Губернатор Евгений Куйвашев внес в Заксобрание два законопроекта, основное содержание которых – частичное возращение мэрии Екатеринбурга градостроительных полномочий, а также уточнение полномочий, касающихся неразграниченных земель, сообщает Znak.com. Как отмечают эксперты, эти предложения не дадут городу принимать решения самостоятельно, но являются первой серьезной подвижкой в вопросе разделения полномочий после того, как в начале 2016 года они полностью перешли к областным властям. 
 
Причем история развивается стремительно, создается ощущуние, что все законодательные вопросы хотят решить до Нового года. В четверг, 8 декабря, комитет свердловского Заксобрания по региональной политике и развитию местного самоуправления сразу в трех чтениях будет рассматривать два внесенных губернатором законопроекта о перераспределении полномочий между правительством и мэрией Екатеринбурга. В первом документе речь идет о градостроительных полномочиях, которые с января 2016 г. находятся в ведении минстроя.
 
Согласно проекту, с 1 июля 2017 г. мэрия может снова получить право на подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ). Предполагается, что на заседании областного парламента 13 декабря законопроекты будут рассмотрены сразу в трех чтениях.
 
Закон о полномочиях по распоряжению неразграниченными землями, которые контролирует МУГИСО, предлагается конкретизировать. Если сейчас из закона следует, что все полномочия находятся в ведении министерства, то в губернаторском проекте предлагается прописать «отдельные полномочия».
 
Речь идет о шести пунктах: предоставление земельных участков, госсобственность на которые не разграничена; заключение в отношении этих участков договора мены; выдача разрешений на их использование; заключение соглашения об установлении сервитута; заключение соглашения и принятие решение о перераспределении земель. Если депутаты поддержат этот законопроект, он вступит в силу со дня его официального опубликования.
 
В МУГИСО отмечают, что в данном случае речь идет лишь о конкретизации формулировок, и мэрия вряд ли получит обратно полномочия в этом вопросе, сообщает Znak.com 
 
Конкретики в публичных источниках очень мало, а областные чиновники не комментируют ситуацию. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что скорее всего, речь идет о «системе двух ключей», когда частично полномочия возвращаются в мэрию, но контроль и окончательное слово все равно остается за правительством.
 
«Передача полномочий только по ГПЗУ мне не совсем понятна. Это только начальный этап. И если остальные ключевые полномочия, то есть выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, останутся за правительством, говорить о каком-то кардинальном изменении ситуации не придется», - считает председатель градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин.
 
По его мнению, поправки, связанные с ГПЗУ, могут повлечь за собой и более серьезные изменения. Источник в мэрии Екатеринбурга, который цитирует Znak.com, с Вяткиным в целом согласен. По его словам, ГПЗУ в последнее время привели, по сути, к формату «информационных справок», в которых нет глубокой аналитической проработки.
 
«Мне бы хотелось этот закон приветствовать, хотя он и не передает пока все полномочия. Пусть понемногу, но это первый шаг к возвращению полномочий на уровень города Может, через месяц-два аналогичные решения будут приняты», - говорит депутат гордумы Дмитрий Сергин.
 
Особенный интерес к этой теме прикован именно потому, что до последнего времени многочисленные попытки городских властей через суд опротестовать передачу полномочий завершались безрезультатно. 
 
Напомним, что градостроительные полномочия Екатеринбурга были переданы на областной уровень осенью (поправки к законодательству вступили в силу с 1 января 2016 г.). В частности, к ним относились утверждение генплана Екатеринбурга, нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства.
 
 
Как ранее писал DK.RU, одним из инициаторов изменения законодательства выступал депутат Заксобрания, основатель строительной корпорации «Маяк» Владимир Коньков. По поводу иска горадминистрации он говорил, что это были предвиденные действия. По его словам, отдельные чиновники «цепляются к закону, потому что с его принятием оказались лишены возможности получать «подарки» от застройщиков». 
 
При этом участники рынка высказывали обеспокоенность тем, что для них резко поменялись правила игры. Один из собеседников DK.RU на условиях анонимности рассказывал: 
 
«Сейчас на рынке затишье: все ждут, что будет происходить дальше, и гадают, не получится ли так, что, согласовав проект на уровне области, ты попадешь в опалу на уровне города».
 
Об этом же публично ваысказывался и гендиректор строительной компании PRINZIP Геннадий Черных. В частности, он отмечал, что главной проблемой для застройщиков после передачи полномочий могло быть не то, что цепочка оформления документов прерывалась на разных уровнях власти, а то, что в условиях конфликта не было гарантий, что стороны будут признавать решения друг друга, пишет «Коммерсант». 
 

К лету 2016 г. казалось, что конфликт исчерпан и городские власти почти смирились с ситуацией. Лишь мэр Евгений Ройзман*, высказывался о необходимости вернуть ситуацию "на круги своя". 

Опрошенные DK.RU в сентябре 2016 г. участники рынка комментировали ситуацию в стиле: чему быть, того не миновать. Хотя и высказывали сомнение, что система будет нормально работать. 

Сергей Лекомцев, президент НП СРО «Гильдия строителей Урала»:

«Мы это уже проходили, когда полномочия по распоряжению неразграниченными землями перешли от города к области. Лучше не стало, стало хуже. Я не буду предсказывать, что будет, когда закон вступит в силу. Не понимаю только, зачем что-то менять, когда есть работающая система. Тем более в такой сложной экономической ситуации. Будем приспосабливаться к тому, что выйдет»

Геннадий Черных, директор PRINZIP:

«Пока не знаю, как эти изменения повлияют на рынок, все замерли в ожидании. Главное — не нарушить ту систему рабочих взаимоотношений, которая сложилась ранее. Застройщики  сейчас беспокоятся, что при переходе на новый механизм будет сбой. По аналогии с обновлением любой операционной системы: следом за перезагрузкой всегда идет исправление ошибок. Также игроков волнует, насколько быстро новый механизм заработает. Важно, чтобы была обратная связь при настройке процесса — чтобы застройщиков слышали. Вообще же паники нет. Это не самое серьезное из того, что происходит сейчас на рынке недвижимости».

Сергей Ерыпалов, директор по капстроительству и инвестициям «УГМК-Холдинга»:

«Я пока не видел ни одного документа или юридической формулировки о том, какие именно функции будут передаваться, кто будет их исполнять. Так что комментировать что-либо сейчас преждевременно — не потому, что инициатива плохая, просто рано. Вопросов пока больше, чем ответов».

Тогда же представители городских властей отметили, что уже не пытаются изменить ход процесса. Замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам капстроительства и землепользования Сергей Мямин пояснил DK.RU: передача градостроительных полномочий — вопрос политический:

«Идет слом существующей системы. Это не практическая вещь, а исключительно политическая. Для меня удивительно, как можно говорить, будто город, который на протяжение десяти лет занимает лидирующие позиции в стране по строительству и продолжает занимать, не справляется. Сейчас вообще не время для таких экспериментов — стройка и так тяжело дышит из-за экономики, объем продаж снижается. Понятно, что после принятия закона в стройсфере города будет откат назад».

И вот к концу 2016 г. областные власти самостоятельно и без публичного давления делают первый шаг навстречу новому равновесию, характер и содержание которого пока до конца не ясны.

 

* - выполняет функции иностранного агента