«Год назад был случай: человек ехал домой, был в таком костюме, заснул за рулем, выехал на встречку. Столкновение, машина в хлам, он живой и без переломов. Только, как говорится, «ушиб всей бабушки».
Совместный бизнес Сергея и Марины Глядковых начинался почти 10 лет назад — в 2010 г. супруги решили заняться производством необычной одежды, которая позволяет не замерзнуть в мороз до -60 и не дает утонуть. До этого в семье было разделение: муж держит магазин в городе Заречном Свердловской области, торгует обувью, жена руководит местной ТС «Монетка». Идея отойти от чистой торговли приходила постепенно, вспоминает Сергей: во-первых, копилась усталость от магазина, во-вторых, интуиция подсказывала: непотопляемые костюмы будут пользоваться спросом, и потребность в них есть. Бизнесмен сам занимался охотой и рыбалкой, ездил для этого в северные места, и на своей шкуре прочувствовал: специальная экипировка бы не помешала.
Воплощение идеи в жизнь происходило спонтанно: Сергей понимал, что нужно материализовать то, что было у него в голове — он придумал внутреннюю конструкцию костюма, благодаря которой одежда и держит человека на плаву. При этом, отмечает он, какого-то специального образования у него нет — только инженерная мысль. Через знакомых мужчина нашел небольшое швейное производство в Заречном, как мог, объяснил швеям, что хочет производить, и те сделали ему лекала. Правда, специалистки так и не поняли, что должно быть внутри костюма, и бизнесмену пришлось делать конструкцию самому:
Поехал в магазин, купил швейную машинку, до этого не шил ни разу. В общем, буквально на коленке делал первые образцы. Начинали мы с демисезонных костюмов, потом уже к ним добавились летние и зимние модели. И на первых порах главным качеством была именно непотопляемость.
Пилотные костюмы обкатывали на себе, говорит Сергей Глядков. Также он лично был моделью для рекламного плаката: чтобы наглядно показать свойства костюма, решено было провести фотосъемку на натуре. Но местное озеро зацвело, и пришлось долго искать другое место по жаре.
В итоге фото получилось сделать в карьере неподалеку, на нем утомленный солнцем Сергей лежит на водах карьера в своем костюме как турист в Мертвом море. Это фото актуально до сих пор и используется для промо компании, говорит бизнесмен. И добавляет: разработкой бренда тоже пришлось заниматься самостоятельно. Хотя сначала была идея нанять специалистов, придумавших товарные знаки для известных компаний, но на деле оказалось: предлагают они то, что нравится им, а не заказчику, и к тому же выставляют негуманный ценник. «Мы решили, что справимся своими силами. Не мудрствовали лукаво, назвали бренд Raftlayer — от английского «плавающий слой». Просто и ясно», — говорит Сергей Глядков.
Первая продукция под новым брендом расходилась по магазинам, продающим экипировку для охотников и рыболовов — точки обзванивали, предлагали свои костюмы. Партии отшивали аутсорсеры-вьетнамцы — в окрестностях Екатеринбурга, рассказывает бизнесмен, работало больше десятка швейных фабрик с выходцами из Юго-Восточной Азии. Сергей через знакомых вышел на производство в деревне Шипелово:
Там работало порядка 100 человек, а это по результативности равносильно 300-400 российским специалистам. Плюс в Асбесте была фабрика с вьетнамцами — там еще человек 120, им мы тоже отдавали свои заказы в пиковые периоды: подъем спроса обычно начинается осенью, летом видим, наоборот, спад. Брака у азиатских швецов почти не было, у вьетнамцев великолепная моторика, нашим бы у них поучиться! И работоспособность удивительная: надо пахать 20 часов — будут шить 20 часов, надо сутки — не вопрос.
Так длилось лет пять, но потом бизнесмен решил прекратить сотрудничество с вьетнамцами — всему есть предел, объясняет он, работать с ними было очень тяжело. Когда отдаешь вьетнамцам заказ и договариваешься об условиях, они делают вид, что прекрасно тебя понимают. А потом, когда приходит время расчетов, картина часто обратная: обязательств «не помнят», уходят в несознанку, делится Сергей Глядков. Кроме того, после кризиса 2014 г. и резкого валютного скачка хорошие вьетнамские спецы стали уезжать из России, а новые уже сюда не рвались.
«Ушиб всей бабушки» и история не про деньги
К моменту разрыва отношений с вьетнамскими фабриками Сергей Глядков был готов открыть собственное производство в Асбесте. В этом городе, объясняет он, было много швейных предприятий, а стало быть, и средоточие кадров. Также костюмы шьют в Реже — там выпускают три модели под брендом Raftlayer, плюс у компании есть небольшая площадка в Заречном, где работает до 10 швей (могут выпускать порядка 300 изделий в месяц).
Суммарно все эти мощности позволяют компании отшивать до 1 тыс. костюмов ежемесячно. Со временем у бренда ширилась и номенклатура продукции: стали шить одежду для горнолыжки — теплую, но легкую и противоударную, городские костюмы разных расцветок, а не только любимого охотниками и рыболовами камуфляжного окраса. Сейчас усиливают детскую линейку: разрабатывают коллекцию одежды, которая будет особо защищать от ударов затылки и копчики.
«Эта конструкция у нас давно обкатана, мы делаем костюмы для занятий экстремальными зимними видами спорта. Год назад был случай: человек ехал домой, был в таком костюме, заснул за рулем, выехал на встречку. Произошло столкновение, машина в хлам, а он — живой и без переломов. Только, как говорится, «ушиб всей бабушки». Мой сын попадал в таком же костюме под квадроцикл — ни ссадин, ничего. Есть идея делать такие модели и для пожилых людей — они тоже часто падают, ломают кости, потом долго восстанавливаются. Спрос есть, посмотрим, насколько возможно это реализовать с точки зрения экономики», — говорит Сергей Глядков.
Также компания выпускает специализированные костюмы для реабилитации детей больных ДЦП. Заходить в эту нишу сознательно бизнесмен даже не думал, но познакомился с практикующим врачом-неврологом Еленой Аронскинд, главой медицинского центра «Здоровое детство». Она предложила попробовать усовершенствовать ортопедический костюм «Атлант», единственный в России на тот момент. Изделие было не совсем удобным, и Елена Аронскинд объяснила бизнесмену задачу. Он взялся за дело.
Суть в чем: создать компрессионный обжим тела, чтобы увеличить приток крови к мозгу. В «Атланте» использовалась просто ткань, мы сделали по бокам резиновые камеры — когда их накачиваешь, все тело обжимает очень крепко. Эффект видно сразу: без костюма ребенок может стоять только на цыпочках, в нем — встает на всю стопу. Также мы убрали шнуровку: раньше нужно было шнуровать весь костюм, подгоняя его под ребенка, на это уходило 20-30 минут, а надевать костюм нужно пару раз в день — кто ж такое выдержит! Мы сделали молнию, резина везде тянется — стало удобно и просто, надевается за пять минут. На одной из выставок меня познакомили с дважды героем СССР Андреем Аверьяновым — он создал прототип «Атланта», костюм ВКК6, который использовался в космической промышленности для подготовки пилотов. Он удивлялся, как мы усовершенствовали модель, хвалил, — говорит Сергей Глядков.
И подчеркивает: костюмы для реабилитации — история не про деньги, скорее, социальный проект компании. Бывает, что изделия бизнесмен отдает нуждающимся бесплатно. Заказы на костюмы приходят, в основном, от частных клиентов, география широкая — недавно отправляли изделие в Израиль. Зайти с костюмами в аптеки и медицинские центры пока не удается — врачи должны быть заинтересованы в том, чтобы рекомендовать эти изделия пациентами, говорит Сергей, а небольшой компании сломать систему не представляется возможным. Однако эту тему «Интехно» не бросает: совместно с институтами из Санкт-Петербурга идет разработка костюма «Экзо-суппорт» — своеобразного внешнего скелета, который сможет задать верное направление неправильно стоящим костям за счет скручивающих торсионов.
«Приближенный аналог, тренажер Lokomat от швейцарской компании, стоит от 15 млн руб. Это такой робот с беговой дорожкой. На него много негативных отзывов: нередки случаи переломов шейки бедра. И курс лечения у него всего 10-15 дней, а реабилитация должна все же проходить постоянно. Если мы сделаем свой продукт и вытащим его по стоимости в 15-20 тыс. руб., это станет огромным шагом вперед. В принципе, это реально: костюмы «Атлант» мы продаем по 5-6 тыс. руб., а аналоги могут стоить и по 40 тыс., — отмечает предприниматель.
Путин, Сердюков, колумбийцы и нетонущие бронежилеты
Каналы продаж «Интехно» тоже увеличивала постепенно. Практически сразу с момента выхода на рынок Сергей Глядков стал возить свои изделия на разные специализированные выставки с прицелом на перспективные знакомства и контракты. Ставка сыграла: на выставке вооружения «КАДЕКС-2012» в Астане компания показывала помимо прочего непотопляемый бронежилет 6а класса (защита от снайперской винтовки). Очень тяжелая штука, 13 кг., вспоминает Сергей, плюс человек и 25 кг. имитации боекомплекта — все держалось на воде. Тогда «Интехно» заключил госконтракт с Минобороны Казахстана.
Делали поставки наших костюмов, знаю, их там испытывали на солдатах: в мороз под -50 выгоняли их ночью в степи под Астаной. Никто не замерз, военные нормально спали. Нашу продукцию покупают и службы спасения, Якутская, в частности. Мы давно сотрудничаем с главой службы Николаем Находкиным, он помог с сертификацией наших костюмов на соответствие требования Госинспекции по маломерным судам (ГИМС). Изделия прошли все испытания, результаты отправлены в Москву, в октябре сертификату присвоили номер. То есть теперь официально можно находиться на любых судах в нашем костюме без спасательного жилета, — говорит Сергей Глядков.
А историю с бронежилетами пока пришлось поставить на паузу, хотя интерес к ним был со стороны военных ведомств Грузии, Турции и даже Колумбии, отмечает бизнесмен. Причем латиноамериканцы хотели, чтобы изделие было не просто непотопляемым щитом от пуль, но еще и продуваемым. Также компания делала партию бронежилетов для собак — такие договоренности были перед Олимпиадой в Сочи, четвероногих планировалось экипировать по-людски на время спортивного события-2014. Но руководитель, отвечавший за кинологический аспект, сменился, тема заглохла, а рынок бронежилетов для людей оказался настолько специфическим и сложным, что пока двигаться туда Сергей не планирует — зайти туда новичку почти невозможно, битва за долю среди игроков по-настоящему жестокая, объясняет он.
В целом кроме полезных знакомств выставки компании больше ничего не дали — даже встреча в президентом РФ на Нижнетагильской Russia Arms Expo не помогла в дальнейшей работе:
«С президентом нам удалось пообщаться минут 15 — он заинтересовался нашим стендом, подошел, а вместе с ним и тогдашний министр обороны РФ Анатолий Сердюков, и Александр Мишарин, возглавлявший регион. На нас потом злились другие экспоненты — рядом был стенд «КамАЗа», Путин туда даже не посмотрел. В общем, мы со всеми чиновниками поговорили, наслушались обещаний в духе: «Ребята, мы вам поможем», и больше ничего».
Поближе к нефти и Европе
Сейчас бизнесмен рассчитывает только на свои силы и намеревается зайти на рынок средств индивидуальной защиты (СИЗ) — эта ниша перспективнее. По его словам, доля наценки по госконтрактам, например, Минобороны, может быть максимум 20%, по средствам защиты — 60%. Дело движется: недавно «Интехно» поступило предложение от «Северстали» — ранее в нефтяную компанию уральцы отправляли образцы своих костюмов, их опробовал один из топ-менеджеров, человек 74 размера (шить изделие на него пришлось специально). Сергей рассказывает: управленец ездил с инспекцией в северные районы, остался доволен, а рабочих своих застал мерзнущими. В итоге «Интехно» участвовала в конкурсе на поставку СИЗов нефтяному гиганту, обошла конкурентов и получила предложение заключить прямой контракт на пять лет с пролонгацией еще на два года. Однако пришлось отказаться, говорит бизнесмен:
Для этого заказа понадобятся очень специфичные ткани с антистатичными и огнестойкими свойствами. Причем большинство изделий из них не горят до первой стирки, а по требованиям нефтяников, одежда должна выдержать 12-15 стирок. Там вообще очень серьезные техусловия, в принципе, выдержать их реально, но сейчас ситуация в нашей сфере непростая. Склады не держат объемы тканей, и мы просто не прошли по срокам. Но в следующем году снова будем заявляться на конкурсы в нефтянке. Недавно отторговали контракт на 1 млрд руб. по «Роснефти» — победили три неизвестные московские фирмы. То есть можно бороться и выигрывать, — говорит Сергей Глядков.
И добавляет: в случае необходимости компания сможет увеличить объемы производства на столько, на сколько потребуется. Для этого всегда можно подключить фабрику в Кургане (ее услугами «Интехно» пользуется и сейчас, если нужно отшить крупную партию). Также у компании налажены связи с предприятиями в центральной России, часть объемов могут взять они. Кроме того, уральцы готовятся выходить на экспорт: намечено семь европейских стран, куда начнутся поставки до конца 2018 г. Ранее костюмы Raftlayer отправляли в США и Канаду, но точечно, отмечает Сергей Глядков.
«Сейчас же мы открываем в Европе совместное предприятие. Там у нас есть опытный посредник, есть склады в Чехии, уже зарегистрирован домен, готовы цены, поставщики — работа ведется целенаправленно. Плюс в плане Турция: тоже планируем открывать там совместное предприятие, давно вели переговоры, даже вышли на старт сделки, но пришлось поставить процесс на паузу после инцидента со сбитым российским самолетом. Сейчас переговоры возобновлены, и нам интересен этот рынок: лира упала, труд в Турции стал стоить недорого, там много текстильных производств, а у партнера огромная дилерская сеть. В целом, несмотря на все сложности в швейной промышленности, я убежден: у нашего бизнеса есть перспективы. Мы знаем, что наша продукция нужна и за границей, и отечественным спецструктурам и гигантам бизнеса. Нам есть, куда расти», — резюмирует бизнесмен.
Изнанка компании «Интехно»: что внутри непотопляемых костюмов
Сергей Глядков показал производство своей компании на площадке в Заречном и объяснил, что не дает костюмам тонуть и пропускать холод. По словам бизнесмена, он не боится, что его разработки украдут — такие костюмы с разрешения «Интехно» пытались отшивать в Китае, но изделия получились дороже и далеко не все были надлежащего качества. DK.RU увидел все ноу-хау уральцев.
В цехе работает до 10 швей.
По словам Сергея Глядкова, производство очень гибкое: поступает много частных заказов, можно выполнить любой самый нестандартный. Так, костюм 74 размера сотрудницы шили вдвоем, а самым большим изделием был костюм 92 размера.
Ткани используются, в основном, китайские, фурнитура есть и отечественная, и из КНР.
Внутренний наполнитель — вспененный полиэтилен Isolon от Ижевского завода пластмасс. Изначально материал выглядит как листы разной толщины, потом его режут на полоски. В таком виде использовать его нельзя — «Попробуйте обмотаться полиэтиленом — эффект будет тот же», — объясняет бизнесмен.
Вспененный полиэтилен измельчают особым образом, после начиняют им «кармашки» внутренней части костюмов.
За счет этого изделия не дают утонуть, обеспечивают защиту от ударов.
Утеплитель используют особый — аналог знаменитого Thinsulate. По словам Сергея Глядкова, используют его производители редко, потому что материал дорогой — предпочитают синтепон, из-за которого люди мерзнут. «Компания Columbia приглашает нас в свои сети, больше никто из российских производителей такого предложения не получал. Вели переговоры, они запрашивают минимум 50 номенклатурных позиций — мы пока не тянем. Вообще мы выпускаем около 15 моделей и больше распыляться не хотим. Отшивать большие партии экономичнее, а если выпускать всего понемножку, это уже какой-то кружок «Умелые руки», — говорит предприниматель.
Себестоимость зимнего костюма — 4-5 тыс. руб., в рознице их цена зависит от жадности продавца: у крупных сетей одна наценка, у мелких игроков — другая. Также есть разница в зависимости от региона: на Урале продавцы накидывают 12-13%, в Якутии — все 100%. Сергей Глядков: «Одному клиенту в Москве наш костюм продали за 52 тыс. руб. Продавец звонил мне, радостно это все рассказывал. Я спросил, зачем он так сделал. Ответ: «Да там клиент такой, деньги вообще не считает!».
Помимо одежды «Интехно» выпускает непромокаемые и непотопляемые чехлы для ружей, спальные мешки — летние и зимние, палатки, которые сохраняют тепло до +31 градуса при внешней температуре в -40 и др.
На производстве есть контроль качества — специалисты ОТК выборочно проверяют изделия из каждой партии. Жалоб, по словам бизнесмена, от покупателей не было.