14-летняя София из Ханты-Мансийска – школьница с необычной судьбой. Ее одноклассники еще не сталкивались с понятием «материальная ответственность», а девочка ощутила на себе все его тяготы.
Всего наследников долга в 35 миллионов рублей было восемь. Однако странным образом семеро из них договорились, что выплачивать многомиллионный долг будет София. Подробности юридически запутанного дела опубликовал РБК.
София – дочь некого Мурада Аббасова, известного во Владивостоке бизнесмена и владельца завода по изготовлению безалкогольных напитков. Однако карьеру отец Софии начинал не как предприниматель, а как сотрудник полиции. В бизнес Аббасов подался в «лихие 90-е».
В 1992 году Мурад Аббасов стал директором завода АО «Ливония», расположенного во Владивостоке. Дела у предприятия, судя по его отчетам, шли не очень хорошо. В 2009 году выручка завода составляла всего 14 млн рублей. При этом работали на нем 65 человек. К середине 2000-х годов Аббасов стал официальным владельцем 100% акций завода. Правда, по данным отчетности компании, периодически совладельцем «Ливонии» выступали его родственники, а также Алескер Гасанов. В 2002 году его доля в уставном капитале компании составляла 13,04%. В 2005 на Гасанова было совершено покушение. Неизвестные расстреляли его в машине.
Мурад Аббазов также становился мишенью для киллеров. Причем, дважды. Первый раз в него три раза выстрелили из револьвера, но не попали. Второй раз покушение было совершено прямо в его кабинете. Тогда Аббазов получил ранения, но остался жив. В 2013 году Мурад Аббазов скончался.
Директорское кресло «Ливонии» занял некий Владимир Кривошвили. Он также ранее был сотрудником полиции. Правда, каким образом ему досталась эта должность, до сих пор неизвестно.
После смерти Мурада Аббазова его жена, родители и пятеро детей (в общей сложности восемь человек) получили наследство в 42,5 миллиона рублей. София стала одной из наследниц. Большая часть этой суммы приходится на акции «Ливонии» (более 250 тыс. обыкновенных акций — 50,03% предприятия). Меньшая — на четыре подержанных автомобиля (в сумме их оценили дешевле 1 млн руб.).
Акции – не единственное богатство, которым наградил Аббазов наследников. Вместе с состоянием к ним перешли долги. Оказывается, за пять лет до гибели он взял кредит в 19,7 млн рублей в Камчатпрофитбанке (там обслуживалось его предприятие) на нужды завода. После смерти предприниматель перестал платить по счетам, а долг погасило новое руководство «Ливонии». В общей сложности сумма составила 35,5 млн рублей (вместе со штрафами и неустойками). В судебном порядке «Ливония» решила взыскать с наследников Аббазова эти деньги.
Через полгода дело дошло до судебных приставов — в том числе и Ханты-Мансийска, где живет 14-летняя София. И ведомство выпустило сообщение об этом на своем сайте.
«Все сделали вывод, что школьница должна вернуть в одиночку — хотя в сообщении сказано о «наследниках», а не «наследнице», - рассуждает партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин.
В самой «Ливонии» РБК рассказали, что иски были поданы на всех наследников Мурада Аббазова, а не только к Софии. Так что школьница должна всего 1/8 от всей сумму – 4,4 млн рублей.
Юристы, опрошенные РБК, отмечают: никакого нарушения в том, что должница не достигла совершеннолетия, нет. Просто все действия за нее должен совершать ее законный представитель, родитель или опекун.
«Наследник обязан отвечать по долгам наследодателя независимо от возраста», - уверяет юрист «Национальной юридической службы» Людмила Бондаренко.
Кстати, о матери Софьи никакой информации нет. Кто будет представлять ее права в многочисленных грядущих судах, неизвестно.