Ритейлерам придется умерить аппетиты. Тимофей Нижегородцев начальник Управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле (Москва) Год назад президент России поручил правительству раз
Тимофей Нижегородцев
начальник Управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле (Москва)
Год назад президент России поручил правительству разработать законопроект «Об основах государственного регулирования торговли». Причиной стали жалобы поставщиков на давление со стороны торговых сетей. Проверка ФАС выявила 27 дискриминационных условий, которые ритейлеры выдвигают производителям. Прежде всего речь идет о практике «входных билетов» и плате за размещение товаров на полке. Новый закон призван установить партнерские отношения между торговцами и поставщиками.
2. Мы предлагаем ввести понятие географических границ рынков для торговли.
Произвола в их определении нужно избежать. В идеале хотелось бы установить границы, которые будут справедливы в 99% случаев. И благодаря проведенным исследованиям мы полагаем, что для торговли продовольствием и лекарствами такими границами могут стать муниципальные образования первого уровня — городские округа и муниципальные районы, а для торговли непродовольственными товарами — границы субъектов Федерации. В дальнейшем Росстат будет предоставлять нам данные о том, на каких рынках какие сети приблизились по своему обороту к пороговым значениям, что значительно упростит работу и сделает ее понятной.
3. Первоначальную планку доминирования торговых сетей на конкретной территории Федеральная антимонопольная служба предлагает установить на уровне 15%. Это показатель «на вырост» — сегодня на многих локальных рынках доля ритейлеров существенно меньше. Сетям, достигнувшим порогового значения, придется ориентироваться на правила, которые мы сейчас обсуждаем, они будут опубликованы на сайте ФАС.
Другие федеральные органы полагают, что закон должен действовать сразу, как только его примут, т. е. надо говорить о уже существующем 5-10% доминировании. В ближайшее время в министерствах состоятся совещания на эту тему, и позиция определится окончательно.
4. Также ФАС намерена установить предельную долю доминирования торговых сетей в границах рынков — 35%. Нам бы не хотелось, чтобы отдельные муниципальные образования и даже регионы оказались захваченными монополистами. Так уже случилось с розничной торговлей нефтепродуктами. Есть территории, где представлен только ЛУКОЙЛ, или только ТНК, или только «Сибнефть». Необходимо, чтобы на рынке присутствовало не менее трех торговых сетей, чтобы и покупатели, и поставщики могли выбирать, с кем иметь дело.
Если в городе N исторически доминирует торговая сеть, занимающая, например, 70% рынка, она автоматически попадет в реестр монополистов. Это не значит, что ФАС начнет закрывать работающие магазины. Но в будущем закон не позволит такой сети увеличивать свое присутствие на рынке. Это касается возможных сделок M & A и выделения муниципальных земель под строительство торговых объектов. Такой порядок представляется нам справедливым.
К сожалению, конструктивного диалога с ритейлерами не получилось — они с самого начала сконцентрировали усилия на противостоянии новому порядку вещей. И теперь поставщики понимают: без административного принуждения сотрудничества с торговцами не получится.
Давайте уже договариваться!
МНЕНИЕ ЗА
президент Урало-Сибирской фармацевтической ассоциации:
— Аппетиты монополистов необходимо ограничивать. Здесь даже спорить не о чем. С покупкой двух местных операторов федеральная аптечная сеть «36,6» заняла 25-30% фармацевтического рынка Екатеринбурга. Именно о таком пределе доминирования одной компании и говорит новый законопроект. С переходом аптек «Атолл-Фарм» и «Здравник» к другому собственнику некоторые сегменты фармпрепаратов из продажи исчезли, а часть лекарственных средств заменили более дорогие аналоги. Не секрет, что крупные торговые компании федерального уровня монополизируют региональные рынки, чтобы нарастить капитализацию и продать бизнес западным инвесторам. Им важнее количественные показатели, а качественные часто отходят на задний план. Согласитесь, компания, которой принадлежит каждая четвертая аптека в городе, может весьма ощутимо влиять на рынок. Если не выставить барьер на пути завтрашних монополистов, мы получим целый букет проблем, справиться с которыми будет трудно.
Из-за отдаленности новых объектов от центрального аппарата управления федеральные компании практически не занимаются адаптацией технологий ведения бизнеса к условиям местного рынка, не учитывают специфику региона. В итоге повышаются социальные риски: растет текучесть кадров, безработица, снижаются квалификация специалистов и качество условий труда.
При поглощении или устранении с рынка региональных сетей за счет демпинговых программ федералов нас ждет сокращение отчислений в региональные бюджеты и неблагоприятные условия для развития и стабилизации малого бизнеса.
директор торговой сети «Китай-город»:
— Дьявол — в деталях. А деталей нам не сообщают, говоря: при достижении 15% порога доминирования торговой сети в границах рынка ФАС возьмет ее на карандаш и предложит работать по правилам, которых еще не существует. Появляется два вопроса. Первый касается применимости закона, рассчитанного, как видно, на города-миллионники, которых в России немного. Придет ритейлер, например, в Красноуфимск, откроет гипермаркет с прицелом на весь район, а тут ФАС: монополизировать рынок не позволим! Но что, если других желающих осваивать эту территорию не найдется? Очевидно, жители останутся без цивилизованной торговли. И какой в этом смысл?
Другой вопрос — для чего нужен первичный порог доминирования? Хотите ограничить монополию — оставьте цифру 35%. Однако чиновники понимают, что придется ждать, когда сети подрастут (оборот пяти крупнейших продуктовых сетей в России — всего 6% рынка), а выкручивать руки хочется уже сегодня. Г-н Нижегородцев честно признается: закон должен работать с момента принятия, поэтому планку могут опустить до 5-10%. Стоит ли удивляться, что такая неопределенность рождает подозрения?
Если господа из ФАС думают, что нет пророков в своем отечестве, пусть прислушаются к словам генерального директора «Метро Кэш энд Керри» в России и СНГ Андреа Мартинелли — он тоже считает, что российские законодатели точат нож на курицу, несущую золотые яйца.