«Основная причина неодинаковых шансов россиян получить образование и высокодоходную работу — характеристики родителей, затем следуют пол и место рождения. Этим объясняют 34,5% доходного неравенства».
Россия — страна глубоких неравенств, это подтверждают контрасты в распределении доходов и богатства. Негативный образ отчасти корректируют доступ к образованию и продолжительность жизни, пишет IQ.HSE.
В докладе Светланы Мареевой, заведующей Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ, и Екатерины Слободенюк, доцента факультета экономических наук, научного сотрудника Центра стратификационных исследований НИУ ВШЭ, говорится о месте России в мировой статистике по неравенству возможностей. Российская Федерация находится в середине рейтинга среди бывших социалистических стран, но все же ближе к полюсу существенных неравенств по возможностям.
По данным Европейского банка реконструкции и развития, рассматривающего экономические трансформации в таких государствах (доклад «Реформы для всех. Равные возможности в мире неравенства 2016-2017»), в РФ высок индекс Джини, измеряющий неравенство возможностей, теперь он равен 13%.
Индекс Джини показывает разницу доходов, связанную с индивидуальными обстоятельствами рождения (пол, место рождения, этническая принадлежность, социально-экономический статус родительской семьи). Показатели индекса по неравенству возможностей в России превосходит аналогичные данные большинства анализируемых стран Юго-Восточной и Центральной Европы, Балтии и Центральной Азии. Выше российских показатели только показатели в Казахстане, Армении, Молдавии, Грузии, Турции, Косово, Латвии, Эстонии (минимум по всем рассматриваемым государствам — 5,9%, максимум — 17,9%).
При этом обстоятельствами рождения объясняется 34,5% общего доходного неравенства россиян. Такая же ситуация в Турции, Румынии, Хорватии. Основная причина неодинаковых шансов получить образование и высокодоходную работу — характеристики родителей, затем следуют пол и место рождения. В России неравенства в образовании и ожидаемой продолжительности жизни менее глубокие, что заметно улучшает положение страны на мировой арене.
Все эти показатели ООН использует для корректировки индекса человеческого развития (ИЧР). В первую очередь благодаря их высоким значениям Россия располагается в группе лидеров (49 место из 189 стран в рейтинге ИЧР-2018).
Также Россия входит в первые 5% государств с наименьшими неравенствами между гражданами по числу (ожидаемая и средняя длительность) лет обучения. Мареева и Слободенюк сообщают, что в неравенствах по количеству лет обучения РФ занимает 6-7 строчку среди 188 стран, анализируемых ООН в «Докладе о человеческом развитии 2016». Меньших диспропорций в образовании на тот момент добились только Чехия, Узбекистан, Словакия, Австралия и Финляндия. С 2010 года Россия заметно поднялась в рейтинге: первая десятка вместо 55-го места, степень неравенств снизилась с 11,2% до 2,2%.
Читайте также: «Огромное количество россиян заражены страшным ощущением, что с ними что-то не так»
Ожидаемая продолжительность жизни в России, однако, не очень высока. По данным ООН, в 2015 году, как и в 2010, страна занимала 63-е место из 188. При этом глубина неравенств снизилась с 11,5% до 8,8%. Место в международном списке не изменилось, так как остальные страны, отличающиеся меньшими неравенствами в продолжительности жизни (например, Люксембург, Гонконг, Исландия, Сингапур, Италия) добились схожих успехов.
В итоге достижения в сфере образования и продолжительности жизни выводят Россию в первые 20% стран с достаточно невысокими совокупными неравенствами между людьми.
Среди 151 государства, ранжированного по возрастанию общего (монетарного и немонетарного) неравенства, в 2015 году Россия находилась на 29-м месте («Доклад о человеческом развитии 2016», ООН). Наименьшее неравенство в это время наблюдалось в Чехии, Норвегии, Исландии и Финляндии, наибольшее — в Республике Чад, Центральноафриканской Республике и на Коморских Островах.