Правительство готовится принять закон, который позволит перевозчикам не возвращать деньги за отмененный рейсы. Возможность вручать ваучеры вместо налички могут узаконить еще до наступления лета.
Правительство России готовится легализовать ваучеры, тем самым разрешив перевозчикам по воде, воздуху и железной дороге не возвращать деньги за билеты в условиях пандемии. «Коммерсантъ» пишет, что соответствующий законопроект уже разработан.
Компании получат право перевести эквивалент потраченных на билеты денег на счет пассажира (их можно будет в дальнейшем потратить на новые билеты) или выдавать ваучеры на будущую поездку.
Источники «Коммерсанта» сообщили, что такой формат может быть установлен по решению правительства в случае введения режима повышенной готовности или ЧС. По их данным, подготовкой документа занималось Минэкономики, его поддержала комиссия по повышению устойчивости экономики во главе с первым вице-премьером (сейчас — врио премьера) Андреем Белоусовым, а также комиссия по законопроектной деятельности. Законопроект могут рассмотреть в Госдуме уже в мае.
В Минтрансе подтвердили участие в разработке законопроекта. В Минэкономики подтвердили, что соответствующие предложения содержатся в проекте закона, разработанном с участием целого ряда ведомств, который внесен министерством в правительство. Ваучеры и личные счета граждан были предложены Минтрансом, отметили в Минэкономики. Документ будет внесен в Госдуму в установленном порядке в случае одобрения правительством, заключили в министерстве.
Законопроект было решено подготовить из-за критической ситуации, в которую перевозчики попали из-за введения карантина.
В авиации пассажиропоток на конец марта упал на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, резко упала выручка. При этом постоянные расходы компаний — выплата зарплаты, аренда самолетов и так далее — остаются почти неизменными.
Официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин назвал инициативу по введению ваучеров жизненно важной для отрасли:
Решение позволит сохранить ликвидность во всех звеньях. Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли,— сказал он.
В авиации объем возвратов может достигать около 70 млрд руб., из которых 40 млрд руб. приходятся на «Аэрофлот». Вернуть эти деньги сейчас компании не могут.
Если механизм (ваучеров) не будет легализован, нас всех без исключения ждет радостное банкротство, — отмечает собеседник «Ъ» в одной из крупных авиакомпаний.
Источники издания подчеркивают, что ваучеры легализованы во всем мире, к этим мерам прибегли в том числе Lufthansa, Air France-KLM, Ryanair, EasyJet, Southwest, United, Delta, Emirates, Qatar Airlines, Qantas, Singapore Airlines «при полной поддержке авиационных властей ЕС, США и других государств».
Проблема возврата билетов актуальна и для железнодорожного транспорта. ОАО РЖД уже позволило пассажирам вернуть более 3,5 млн ранее приобретенных билетов на 8 млрд руб., при этом спрос на железнодорожные перевозки дальнего следования сократился более чем на 70%. Всего в 2020 году прогнозируется снижение объемов пассажирских перевозок более чем на 41%, говорят собеседники. В ОАО РЖД вопрос не прокомментировали.
Критическая ситуация и у речных круизных компаний. Они продавали билеты на сезон-2020 еще с прошлого лета, к марту крупнейшие компании получили более 2,2 млрд руб. авансовых платежей, подлежащих возврату. Но деньги уже израсходованы на ремонт флота в зимний период, предоплату за судовое топливо, зарплату персонала, операционные и другие обязательные платежи, рассказал источник в отрасли. При этом операционные поступления сократились почти до нуля, так как сейчас речными турами никто не интересуется. В начале апреля Российская палата судоходства оценивала возможные потери от остановки круизной навигации в 15 млрд руб.
Эксперты: все не так однозначно
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что это необходимая мера, хотя и несколько запоздалая.
Но массовой атаки на авиакомпании со стороны регулирующих органов не произошло, и, если позиция Минтранса воплотится в закон, ситуацию удастся урегулировать, — считает эксперт.
Глава Союза пассажиров Кирилл Янков же считает, что если рейс отменен и компания не несла переменных затрат на перевозку, получать ваучеры пассажиры не могут. Он объясняет, что, согласно общему принципу права, норма, ухудшающая чье-либо положение, обратной силы не имеет. Таким образом невозможно ввестиваучеры задним числом вместо возврата денег за отмененные рейсы. Янков считает правильным ввести ваучеры за отказ пассажиров из-за коронавируса лететь неотмененными рейсами.