«Некогда большие общественные образования распались на маленькие: вместо «пенсионеры» теперь появились десять типов пенсионеров». Такое состояние общества становится серьезной проблемой для политиков.
Российское общество «очень фрагментировано по ценностям», и они не могут стать «скрепами», которые объединят граждан, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование группы ЦИРКОН. 75% опрошенных готовы объединяться с другими людьми ради совместных действий, если их идеи и интересы совпадают.
Главное совместное действие, в котором проявилась готовность объединяться — президентские и думские выборы (48%). Субботники объединили 26%, безвозмездная помощь людям — 9%, митинги и общественная работа — по 2%. При этом большинство опрошенных не воспринимают религию как основу возможной консолидации.
Люди не всегда придерживаются ценностей, за которые выступают. Например, среди «либеральных» респондентов 37% поддерживают запрет абортов, а 19% — запрет усыновления детей иностранцами. Группы с непротиворечивыми ценностями объединяют только 3–4% граждан. Общими ценностями для россиян остаются только здоровье (76%) и семейное счастье (62%), свободу и независимость назвали 38% респондентов, любовь к родине — 18%.
Такое ценностная фрагментация создает проблемы для политиков, которым, чтобы получить значительный объем голосов, приходится прибегать к популизму, считает глава ЦИРКОНа Игорь Задорин. Но вместе с тем это открывает поле для креатива.
Управленцы должны понять, что некогда большие общественные образования распались на маленькие: вместо «пенсионеры» теперь появились десять типов пенсионеров, вместо «бюджетники» — десять типов бюджетников, — говорит он.
Впрочем, отсутствие общих ценностей для значительной части граждан оказывается для власти удобным тем, что она может принимать любое решение — нет ни одной группы, которая могла бы ей противостоять.
Ранее в ЦИРКОНе пришли к выводу: 57% россиян считают, что в обществе «больше несогласия, разобщенности», писал DK.RU. Острее всего проявляются противоречия между властью и народом (45%), богатыми и бедными (40%), а также между людьми разных политических взглядов (24%).