Ипотечные заемщики нередко используют потребкредит для первого взноса. Центробанк настойчиво выступает против этой схемы, хотя доля таких клиентов совсем невысока.
К такому способу формирования первого взноса для ипотечного кредита прибегают всего 3,3–5,3% заемщиков, за два года их доля выросла на 0,3–0,7 п. п., пишет «Коммерсантъ». Доля таких высокорискованных ипотечных заемщиков невысока и увеличилась незначительно, считает сам Центробанк. По данным бюро кредитных историй ОКБ, за 11 месяцев 2018 г. средний размер кредита наличными, взятого незадолго до ипотеки, составил примерно 544 тыс. руб.
О рисках подобной схемы летом прошлого года заявил зампред ЦБ Василий Поздышев: «Мы видим взрывной рост ипотеки и взрывной рост необеспеченных потребительских ссуд. Если эти два элемента совместить, то это потенциал для накопления существенных рисков». Регулятор намерен ограничить эти риски, отмечал он.
Ограничению использования такой схемы будет способствовать и показатель долговой нагрузки физлица, который банки будут обязаны рассчитывать с 1 октября 2019 г., пояснили в ЦБ.
Ипотечные заемщики берут кредит на первоначальный взнос, так как не нужно долгое время откладывать деньги и заботиться об их сохранности и защите от инфляции, говорит гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. Однако с точки зрения банков это дополнительный фактор риска: чем выше размер первоначального взноса, тем меньше вероятность просрочки у клиента, отмечает директор дирекции ипотечного кредитования банка ТКБ Вадим Пахаленко.
ЦБ обеспокоен проблемой формирования первоначального взноса по ипотеке за счет потребкредита, потому что благосостояние граждан не растет, в отличие от задолженности россиян по кредитам.
Никому не нужны социальные потрясения, которые могут возникнуть в случае, если долговая нагрузка будет слишком высокой. Поэтому ЦБ достаточно бдительно следит за тем, чтобы банки не злоупотребляли с кредитованием, — считает зампред правления Фора-банка Дмитрий Орлов.