Меню

«Никто, кроме вас, спасать ваш бизнес не будет». Как сохранить активы? Инструкция адвоката

Анна Балакина. Иллюстрация: Личный архив Анны Балакиной

«Для бизнеса актуальна не просто защита имущества предприятия, а защита личного имущества собственника бизнеса и должностных лиц». Что предпринять прямо сейчас?

Коронавирус атаковал мировые рынки, что отразилось и на экономике России. Уже ясно, что основной финансовый удар принял на себя малый и средний бизнес. Федеральное правительство определило сферы деятельности, наиболее пострадавшие от ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией. Но очевидно, что пострадает гораздо больше отраслей, чем определенные правительством. Что делать малому и среднему бизнесу для спасения своего дела? 

Единственно правильный ответ, считает Анна Балакина, адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw — сопротивляться и сделать все, что возможно. 

В колонке на DK.RU она рассказывает, как бизнесу защитить свои активы, а собственникам — не лишиться своего имущества в результате борьбы с коронавирусом.

Анна Балакина, адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw:

— Главной шуткой уже стала кем-то брошенная фраза: «Я не боюсь умереть от коронавируса, я боюсь умереть от голода». Коронавирус убьет тысячи предприятий в сфере услуг, на улице окажутся миллионы безработных, бизнесмены обанкротятся. Как будто раньше у малого и среднего бизнеса было мало проблем, еле-еле сводили концы с концами, а тут — милости просим — пандемия. Крупный бизнес наверняка останется на плаву, а что делать малому и среднему? 

Что делать прямо здесь и прямо сейчас? 

Главное, понять — никто, кроме вас, ни ваш бизнес, ни ваши активы спасать не будет. Не ждите помощи — не помогут. Среди мер, направленных на защиту бизнеса, помимо оптимизации расходов и налогов, развития новых направлений и поиска дополнительного источника прибыли, я рекомендую уделить особое внимание защите личных активов и активов компании, определению безопасных способов их хранения. Сейчас для этого самое подходящее время. Напомню, что ФНС России приостановила до 31 мая проведение выездных налоговых проверок, а также проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами, проверок соблюдения валютного законодательства.

Но самое главное, падение прибыли напрямую влияет на платежеспособность компании и способность отвечать по обязательствам и долгам, в том числе, по налогам и иным обязательным платежам, заработной плате. А использование в ситуации кризиса незаконных схем налоговой оптимизации дополнительно угрожает компании гибелью. Как следствие — риски банкротства компании и привлечения к субсидиарной ответственности ее руководителя и владельцев с обращением взыскания на личное имущество. Поэтому актуальна не просто защита имущества предприятия, а защита личного имущества собственника бизнеса и должностных лиц. Что касается индивидуальных предпринимателей, то, как вы сами знаете, они априори отвечают всем своим имуществом по своим обязательствам.

Какие действия можно предпринять для защиты ценных активов?

Существует множество способов вывести (обезопасить) активы, какие-то из них более актуальны и привлекательны, какие-то — менее. Перечислю некоторые из них. 

Компания может выплатить дивиденды своим учредителям имуществом, передать имущество в аренду с последующим его выкупом арендатором, просто продать активы, провести реорганизацию компании с передачей наиболее ценных активов новому юридическому лицу. 

Чтобы предпринимателю защитить свое личное имущество, он может использовать банальные сделки по продаже имущества (обязательные правила по сделкам обсудим далее), применить залог имущества в банке, проведенный по реальным сделкам, заключить брачный договор у нотариуса с передачей прав собственности на имущество супругу или фиктивно развестись, хранить деньги в оффшорных зонах (счет могут открывать как частные, так и юридические лица), приобрести драгоценные металлы в иностранных государствах или открыть счета в иностранном банке. Также он может застраховать жизнь на случай смерти, дожитие до определенного возраста или срока либо наступления иного события (капитал в страховке не является имуществом и не подлежит конфискации). 

>>> Читайте на DK.RU: Как получить сертификат о форс-мажоре?

Подробно остановлюсь на таких вариантах защиты активов компании, как продажа имущества держателю активов, внесение имущества в неделимый фонд в производственном кооперативе и защита активов с помощью договора простого товарищества. 

Вариант 1: продажа имущества компании-держателю активов

Консолидация и хранение всех активов в одной компании увеличивает риски бизнесмена. Представим ситуацию: у компании возникли сложности с выполнением всех своих обязательств. В этом случае ваш контрагент может подать иск о взыскании задолженности и арестовать деньги на счетах должника и также ценное имущество (недвижимость, автомобили, оборудование и т.д.). Потенциально это может заблокировать деятельность всего бизнеса и достаточно быстро привести к его банкротству.

Поэтому одним из способов сохранения наиболее ценного имущества компании является его реализация компании-держателю активов. А та, в свою очередь, будет сдавать операционному юридическому лицу данное имущество в аренду.

>>> Читайте на DK.RU: Как мораторий на банкротство поможет бизнесу?

Можно заключить договор купли-продажи, в котором будет согласовано, что право собственности от продавца к покупателю переходит при частичной оплате по договору (например, 15% стоимости продаваемого актива). В части остальной причитающейся по договору суммы предусмотреть длительную рассрочку. Таким образом, собственником имущества и арендодателем становится держатель актива, а операционная компания остается лишь арендатором. 

Вариант 2: передача ценных активов в неделимый фонд, на который не может быть обращено взыскание по долгам компании

Производственный кооператив — это такое же юридическое лицо, как известные вам ООО и АО. Он представляет собой добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (ст. 106.1 Гражданского кодекса РФ). Кооператив является коммерческой организацией с правом выбора любой удобной системы налогообложения, чаще всего — УСН 6%.

Участвовать в производственном кооперативе могут и юридические лица. Член кооператива в качестве паевых взносов может передавать в кооператив имущество и деньги. При этом собственником данного имущества становится кооператив. 

Отличие производственного кооператива от привычных ООО и АО в том, что в нем можно создать неделимый фонд. Он создается для покрытия непредвиденных расходов и обеспечения развития кооператива. При этом имущество, составляющее неделимый фонд, не включается в паи членов кооператива, и кредиторы не могут обратить на него взыскание по личным долгам членов кооператива (ст. 11 ФЗ «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 г. № №41-ФЗ).

Благодаря такой особенности неделимого фонда появляется гарантия сохранности ценного имущества, даже если у бизнеса или его учредителей возникли серьезные финансовые трудности.

Вариант 3: заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

По договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются объединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 Гражданского кодекса РФ). Этот договор составляется в свободной форме, в нем обязательно оценивается и прописывается вклад каждого товарища, права и обязанности товарищей, цель деятельности.

Сторонами договора простого товарищества должны быть ИП и коммерческие организации, если договор заключается для предпринимательской деятельности. Товарищи реально работают, от своей деятельности обязательно получают прибыль, имеют положительный финансовый результат, решают задачи, поставленные при создании товарищества, делят вклады и расторгают договор. 

Приведу пример. Если в простом товариществе участвуют две компании, то первая компания может внести в совместную деятельность активы, а вторая — деньги в размере, примерно равном стоимости актива. Передача имущества в простое товарищество в соответствии с налоговым законодательством (п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ) реализацией не признается и не облагается налогом. Через какое-то время товарищи могут расторгнуть договор и по обоюдному согласию решить, кому что причитается — «поменяться» взносами. Например, первой компании достанутся деньги, а второй — активы. Необязательно при расторжении договора забирать тот вклад, который был внесен. 

В данном варианте обратите внимание на своевременное пролонгирование договора простого товарищества и надлежащее ведение учета и оформление всей документации.

Общие правила, которые подходят многим способам обеспечения сохранности активов:

— при совершении каждого действия и сделки должна быть разумная деловая цель, помимо цели сокрытия актива;

— при ведении бизнеса с использованием нескольких юридических лиц соблюдайте правила безопасного дробления бизнеса (деятельность каждой компании должна соответствовать принципам самостоятельности и добросовестности: деятельности должны быть разными, реальные и независимые руководители и учредители, реальная финансово-хозяйственная деятельность и исполнение обязательств своими силами, исключение признаков взаимозависимости между компаниями, извлечение прибыли, собственные ресурсы, включая трудовые, которые обеспечат нормальное функционирование юридического лица с учетом заявленной деятельности и оборотов, несение общехозяйственных расходов, обособленные площади для ведения деятельности и тд.);

— не совершайте сделки с взаимозависимыми лицами и компаниями;

— перед совершением любой сделки проверяйте добросовестность контрагента с обязательным оформлением справки о результатах проверки;

— ваш контрагент (и получатель актива) по любой сделке должен соответствовать всем признакам самостоятельности и добросовестности, в том числе, вести реальную деятельность, не нарушать закон, иметь иных контрагентов помимо вас. Он должен быть создан заранее, а не перед сделкой;

— если получателем актива является ИП, то желательно, чтобы у него был заключен брачный контракт, защищающий имущество в случае раздела при разводе;

— цена по сделке (продаже) должна быть примерно рыночной. Нужно исключить многократное занижение цены, неравноценность, безвозмездность сделки (не должно быть оплаты простым векселем со сроком погашения «по предъявлению», такая сделка может быть оспорена в суде), провести оценку имущества;

— делайте все заранее, не дожидайтесь, пока к вам приедет налоговая проверка или поступит заявление о признании банкротом (от года до трех лет до начала «шумихи» и финансовых проблем);

— обязательно в конечном итоге обеспечьте наличие минимально необходимого имущества в своей компании. Нельзя вашу компанию (продавца) оставлять без имущества, которое нужно для ведения деятельности и получения прибыли. После передачи актива обороты и прибыль должны сохраниться.

>>> Читайте на DK.RU: Кому выгодны кредитные каникулы и как правильно их оформить? Объясняют юристы

Проведя операции с ценными активами для их защиты, помните, что ст. 61.2 и ст. 61.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» позволяют оспаривать любые сделки, если они причинили вред интересам кредиторов. Разберитесь и изучите как минимум ст. 9, 61.10, 61.11, 61.22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 105.1 Налогового кодекса России. При соблюдении правил, о которых я рассказала выше, довольно сложно будет наложить арест на активы и оспорить сделки. Однако риски сохраняются, поэтому проводить операции по передаче имущества лучше под контролем специалистов, чтобы подготовиться и не наделать ошибок. 

И все же надо понимать, что стопроцентно гарантированного способа защиты и сохранения активов на случай форс-мажоров и значительных финансовых проблем в бизнесе не существует. Частью денег и активов в ситуации кризиса, скорее всего, придется пожертвовать: будьте готовы потерять малое, чтобы в конечном итоге не потерять все.