«Мы можем улучшить здоровье зарядкой и правильным питанием, это даст прибавку в десять и более лет жизни. Но бессмертные индивиды — это вредно, они грозят вымиранием». Как гены определяют нашу жизнь.
Биолог Светлана Боринская рассказала в интервью «Постнауке» о генах человека. Насколько они сильны, влияет ли на нас окружающая среда и способны ли мы хоть что-то изменить? Главное из интервью — в материале DK.RU.
— Гены, которые влияют на какой-то признак, находят при сравнении групп, одна из которых имеет искомый признак, а другая — нет. Например, одна группа умеет завязывать шнурки, другая не умеет. В таких сравнениях действительно можно найти варианты генов, влияющие на изучаемый признак. Но для отдельного человека предсказать, что раз у него есть этот ген, то непременно будет и признак, связанный с ним при сравнении групп, невозможно. У человека больше 20 тысяч генов. Среди них может быть еще дюжина, влияющая на тот же признак, и это влияние может перечеркнуть действие отдельного гена.
Менделевскими называют признаки. Они устроены так: один ген — один признак. У человека это, как правило, гены менделирующих заболеваний, наследственных. Иными словами, если есть мутация в каком-то гене, то должно быть заболевание. Но даже здесь не все так просто. Найдена примерно дюжина человек в мире, у которых есть мутации, связанные с наследственными заболеваниями, но самих заболеваний нет. Неясно, почему так происходит.
Может быть, какой-то другой ген компенсирует этот дефект. Конечно, частота исключений крайне мала: на сотни тысяч изученных геномов обнаружили несколько человек. Однако это яркая иллюстрация к тому, что наличие мутации не приговор.определяют гены
С моей точки зрения, наследственные заболевания — это те, для которых мы не смогли подобрать оптимальные условия среды для человека. Для некоторых заболеваний это возможно. Например, фенилкетонурия — нарушение обмена, при котором один из ферментов не работает, а фенилпировиноградная кислота, которую он должен расщеплять, накапливается и отравляет мозг ребенка. Но если убрать из питания ребенка те продукты, которые ведут к образованию этой фенилпировиноградной кислоты, то ребенок может вырасти практически здоровым.
Можно попытаться поменять гены. Это называется генной терапией. Генотерапию некоторых заболеваний уже проводят, и есть люди, которым это помогло. Например, для миодистрофии Дюшенна разрабатывают такие подходы. Это мутация в гене, которая приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте умирает, потому что его мышцы перестают работать. В нескольких случаях при введении определенных генов дети выживали.
Гены не определяют все, хотя, как и с любым другим заболеванием, есть немного примеров, когда именно гены играют решающую роль. Например, есть гены, мутации в которых ведут к преждевременной болезни Альцгеймера — старческому слабоумию. Но это около 5% от всех случаев. Или, скажем, мутации в гене BRCA приводят к тому, что с 80-процентной вероятностью у женщины появится рак груди, и, скорее всего, в довольно молодом возрасте. Однако такое возникает нечасто.
Вообще сам факт нашего существования обусловлен тем, что у нас есть гены. Они программируют, хотя и не в полной мере, развитие организма и его реакции на окружающий мир — как биохимические, так и психологические. Скажем, если человек споткнулся и сломал ногу, то не исключено влияние генов на его внимательность или хрупкость костей.
Для того чтобы объяснить, почему клетки нашего организма разные, хотя набор генов в них один и тот же, я люблю использовать сравнение с клавиатурой рояля. Клавиатура одна, но на ней можно брать разные аккорды. Так же и с геномом, набор генов один и тот же в каждой клетке, но в разных клетках работают разные наборы генов — можно сказать, что в них звучат разные аккорды. Гены включаются и выключаются, и в результате этого клетки меняются, выполняют те или иные функции. Когда мы что-то делаем — едим, пугаемся, радуемся, занимаемся спортом, думаем, — гены могут на это реагировать.
Мы знаем, что воздействие среды меняет работу генов. Зарядка и правильное питание положительно влияют на работу организма, в том числе и через изменение работы определенных генов.
И поэтому мы можем улучшить свое здоровье, делая зарядку, правильно питаясь. Последние научные исследования показывают, что это дает прибавку в десять и более лет жизни. Однако это не обеспечит человеку супердолголетие. На протяжении сотен тысячелетий истории человечества средняя продолжительность жизни была где-то 30–40 лет. Поэтому в каком-то смысле гарантийный срок человека — 40 лет. Важно понимать, что, с точки зрения биолога, бессмертные индивиды — это вредно, так как не будет происходить эволюции, а если что-то существенное во внешней среде изменится, то вид вымрет.
Есть прекрасное высказывание Джонатана Свифта: «Все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым». А пока что к возрасту 80 лет у многих людей возникают различные нарушения здоровья, в том числе старческие деменции. Пока мы можем это замедлить, но не предотвратить. Физическая и интеллектуальная активность, здоровый образ жизни делают процесс не столь быстрым. Но кому захочется вести такую жизнь, если Земля будет наполнена полубезумными пожилыми людьми?