Меню

Ночные клубы

Рынок ночных клубов в Екатеринбурге развивается с низкой интенсивностью: количество площадок не меняется, инвесторы — все те же. При этом музыкальные форматы становятся разнообразнее, число посетит

Рынок ночных клубов в Екатеринбурге развивается с низкой интенсивностью: количество площадок не меняется, инвесторы — все те же. При этом музыкальные форматы становятся разнообразнее, число посетителей клубов увеличивается.

эксперты
Андрей Анохин
директор РЦ «Снег»
Игорь Вешкурцев
управляющий клубами «Подвал» и HILLS 18/36
Станислав Словиковский
автор проектов PV, «Квартира»
Александр Сырнев
совладелец клуба «Пушкин Bar & Basement»
Борис Черданцев
совладелец TELE-CLUB

почему
в городе всего 400 кв. м андеграундных клубов
сколько
стоит привезти Робби Уильямса
какие
музыкальные форматы наиболее актуальны

Как оценивают клубные деятели города, Екатеринбург можно назвать третьей столицей по уровню клубной культуры, объему инвестиций, актуальности клубной музыки. Станислав Словиковский, автор проектов PV, «Квартира», считает, что начало танцевальному движению в городе положили клубы «Эльдорадо», «Каньон», «Бездна». Если же говорить о клубной культуре с четким позиционированием и атмосферой, то, по его мнению, предтечей этого направления стал легендарный «Люк»: нынешние тусовщики получили воспитание именно в этом клубе. О развитии местного рынка свидетельствуют планы екатеринбургских инвесторов освоить соседние города и привести на Урал мировые клубные бренды. Андрей Анохин, директор РЦ «Снег», рассказал «ДК», что ведет подготовку к открытию площадки в Челябинске по франшизе испанского клуба Pacha.

Однако, несмотря на то что екатеринбургские клубы уже не хобби собственника, а все чаще бизнес-проекты, считать финансовые показатели заведений — дело неблагодарное. Рынок практически не исследован: этот бизнес в большинстве случаев нельзя назвать прозрачным, да и срок жизни ночных клубов недолгий. По данным ИК «ФИНАМ» и агентства Step-by-Step, самым распространенным типом ночных заведений можно назвать клубы-рестораны, получающие значительную часть дохода от ресторанного бизнеса. Они зарабатывают 30-40% выручки днем, в то время как классические клубы, не обеспечивающие дневного обслуживания, 90% выручки делают ночью. В среднем по стране рынок растет на 7-10% в год.

Клубы живут за счет бара и спонсорских денег

Хотя Екатеринбургу и прочат звание третьей клубной столицы, от лидера он отстает ощутимо. У нас всего около 30 клубов, что в несколько десятков раз меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

Сегментировать клубный рынок можно по двум критериям — ценовой категории и формату. К высшему ценовому сегменту эксперты относят два проекта — «Диван», принадлежащий ресторанной компании «Малахит», и HILLS 18/36, открытый на прошлой неделе ресторатором ­Валерием Лораном (ресторан «КЭФ», арт-клуб «Подвал»). Средний чек на этих площадках колеблется от 1,5 до 7 тыс. руб.

В сегменте «средний плюс» работают два клуба — «Подвал» и «Пушкин Bar & Basement» (бывший «Фрут», основной владелец — Евгений Горенбург). Посещение этих заведений обходится в среднем в 1-1,5 тыс. руб.

Все остальные участники рынка занимают более низкие ценовые категории. Основная часть клубов работает со средним чеком 500-1000 руб. Наиболее посещаемыми и известными площадками этого сегмента эксперты называют SNOW PROJECT, RA, «Дабар», «Парккинг». К заведениям экономкласса, где за ночь посетители тратят меньше 500 руб., можно отнести дискотеку «Эльдорадо», «Карабас» и др.

С точки зрения формата в городе преобладают танцевальные клубы, предназ­наченные для любителей электронной музыки. Г-н Словиковский выделяет проекты формата underground, к которым относит свой клуб «Квартира», а также «Дабар», «Курящую собаку». Такие заведения обычно принадлежат к средней ценовой категории и ниже. Однако четко сегментировать ночные клубы по музыкальным форматам нелегко — они слишком часто обновляются. «Каждый год конъюнктура меняется. Три года назад электроника была уделом андеграунда, все остальные слушали только евродэнс. Теперь электроника стала попсой, ушла в дискотеки, — поясняет Станислав Словиковский. — Клубы должны отстраиваться друг от друга и генерировать особый музыкальный контент. Мы в прошлом году в «Квартире» ставили фанк, эйсид джаз. В этом году актуальной считаем нью рэйв».

К отдельной категории участники рынка причислили музыкальные пабы, совмещающие ресторан и площадку для живых концертов, ночных вечеринок. Музыкальные пабы чаще относятся к средней и высокой ценовым категориям.

Основные источники дохода для ночного клуба — продажи в баре, спонсорские средства и (во многих заведениях) плата за вход. Часть клубных проектов берет день­ги за вход только во время спецпроектов, когда выступают известные диджеи и проходят живые концерты, — чтобы оправдать гонорар исполнителей. При бесплатном входе 50% выручки клубу делают продажи в баре, другие 50% — спонсоры. ­Александр Сырнев, совладелец клуба «Пушкин Bar & Basement», говорит, что ассортимент на 90% заполняют алкогольные и табачные бренды. По наблюдениямИгоря Вешкурцева, директора группы компаний Loran High Style (включает ресторан «КЭФ», арт-клуб «Подвал», клуб HILLS 18/36, лаунж-бар «69»), партнерами клубов стремятся стать и другие бренды сферы FMCG: часы, ювелирные украшения, марки одежды, автомобилей, банки. Средняя рентабельность клубных проектов в самых удачных случаях достигает 40%, констатируют эксперты.

Растет спрос на дорогие клубы

Наибольшая активность клубного рынка за прошедший год пришлась на сегменты «средний плюс» и премиум. Работающие клубы стали повышать свою ценовую категорию, инвесторы — открывать новые заведения с заявкой на «самый дорогой клуб в городе». Игорь Вешкурцев, недавно запустивший премиальный HILLS 18/36, считает, что аудитория Екатеринбурга готова к потреблению клубных проектов с чеком в несколько тысяч рублей. Только за бронь столика в VIP-зоне на четыре персоны в HILLS 18/36 придется выложить депозит в 30 тыс. руб. Аудиторию площадки г-н Вешкурцев определяет как «золотую молодежь города и обеспеченных мужчин от 30 лет». Он рассчитывает, что в выходные проходимость будет достигать до 700 человек в сутки (при общей площади клуба в 600 кв. м). Инициаторы проекта HILLS 18/36 считают сегмент премиум привлекательным для инвестиций и опровергают предположения о дефиците клиентов. Игорь Вешкурцев планирует окупить клуб за два-три года. По его оценкам, число обеспеченных людей в городе растет: «Год назад костяк нашей аудитории не превышал 600 человек, сейчас их более тысячи. Клубы «Кристаль» и «Подвал» раскачали рынок. Премиальные клубы по размерам небольшие, поэтому аудитории им хватает. Состав гостей пополняется приезжими из Челябинска, Перми, Тюмени». Заполняемость нового премиум-клуба способен повысить уход с рынка одного из конкурентов, в частности клуба «Кристаль». Можно ожидать, что посетители этой площадки перекочуют в новый клуб Валерия Лорана.

Некоторые участники рынка сомневаются в прибыльности премиальной площадки. Александр Сырнев считает сегмент сложным, а число потенциальных посетителей — недостаточным: «В ближайшие два-три года работать в этой ценовой категории будет убыточно. Это уже доказано неудачной практикой клубов «Горки» и «Кристаль». Г-н Вешкурцев, впрочем, уверен, что причина закрытия «Кристаль» — ошибки менеджмента, а не заполняемость: «В этом клубе слишком часто менялись промоутеры, что не могло не сказаться на выдержанности концепции».

По его оценке, базовые признаки премиального ночного клуба — дорогой интерьер и высокобюджетные музыкальные акции: выступления мировых звезд — обязательное условие для поддержания статуса и основной инструмент продвижения. Это одна из самых затратных статей для клуба с небольшими площадями. Например, выступление диджея Пола ­Оакенфольда на открытии обошлось HILLS 18/36 более чем в $90 тыс. Но это не самый высокий гонорар: например, Робби ­Уильямс запросил за концерт больше $1 млн. «Такое мы, конечно, не можем себе позволить — не окупится», — уточняет директор Loran High Style. Как говорит Игорь Вешкурцев, затраты на выступления окупаются за счет продажи билетов (от 3 тыс. руб.) и привлечения спонсорских средств.

В 2007 г. свою ценовую категорию поднял клуб «Фрут». По словам г-на Сырнева, средний чек вырос примерно на 30% — до 1,5 тыс. руб. Руководство клуба решило провести ребрендинг и расширить свои площади. Теперь клуб именуется «Пушкин Bar & Basement», а его вместимость выше в 2,5 раза — до 700 человек. «У клуба есть срок жизни. Концепция и антураж «Фрута» себя исчерпали. Чтобы прибыль заведения не падала, оно должно меняться. Одновременно растет число посетителей», — объясняет расширение и смену бренда Александр Сырнев.

Андеграунд подымает голову

В качестве заметного тренда эксперты обозначили рост спроса на концертные клубные площадки. Толчок развитию этой ниши дали музыкальные пабы — The Hooch, «Рози Джейн», «Гордонс», которые уже пару лет практикуют живые выступления джазовых и рок-музыкантов. Продолжением стали два проекта, открывшиеся за 2006-2007 гг., — клуб PV Станислава Словиковского в здании Театра музкомедии и TELE-CLUB, занявший площади бывшей дискотеки «Табакерка». Первый проект проработал около полугода и закрылся — его помещение городские власти отдали Театру музкомедии. Второй запустили осенью совладелец «Табакерки» Борис Черданцев и Олег Кумыш, совладелец телеканала «MTV-Екатеринбург» и радио «Максимум-Екатеринбург». Они переформатировали студенческую дискотеку в клуб категории «средний плюс» для живых концертов, в основном для выступлений исполнителей рок-музыки. По словам г-на Черданцева, на смену интерьера, переоснащение звуковой и световой базы, обустройство VIP-зон ушло около $600 тыс. Как планирует Борис Черданцев, парт­нер должен обеспечить раскрутку клуба и шоу-наполнение, для этого у него есть необходимые ресурсы — музыкальный канал и радиостанция. «Связи Олега Кумыша в столичной музыкальной среде упростят проведение в клубе концертов, фестивалей и других массовых мероприятий», — уверен ветеран клубного бизнеса.

Чтобы быть рентабельным, клуб для живых концертов должен обладать просторным помещением, отмечают специалисты: площадь TELE-CLUB — 2 тыс. кв. м, вместимость — 3 тыс. человек. Г-н Словиковский констатирует, что посещаемость PV в концертные вечера достигала 1,5 тыс. человек. Он считает сегмент «концертников» востребованным. «Мы эту нишу распахали, TELE-CLUB продублировал формат. Ниша рок-клуба пустовала в городе много лет, рок был уделом такого дикого андеграунда, как «Фауст», «Сфинкс», — рассказывает Станислав Словиковский. — Все остальные клубы привыкли к диджеям и боялись проводить концерты. Между тем на живую энергетику можно собирать большую аудиторию».

Участники рынка называют проект удачным как по качеству оборудования и оснащения, так и по подбору аудитории и формату. «Борис Черданцев и Олег Кумыш заняли уникальную нишу в городе», — говорит Александр Сырнев. Причиной именно такого переформатирования «Табакерки» он считает специфику расположения площадки: спрос на дешевые дискотеки не так велик, а делать более дорогой клуб в отдаленном районе бессмысленно. «Клубиться» люди туда не поедут, а вот послушать любимого исполнителя обязательно захотят.

По мнению г-на Словиковского, в городе в целом растет спрос на клубы формата underground. Этот тип площадки, предполагает он, будет востребован наряду с «гламурными» проектами для золотой молодежи — аудитория периодически устает от пафоса. Пока же в городе только 400 кв. м андеграунда — это суммарная площадь всех клубов такого формата. Причину медленного освоения ниши Станислав Словиковский видит в том, что город «с аурой строителей и металлургов суров и консервативен», а культура underground — одна из самых гонимых.

Клубные деятели прогнозируют, что потребность в узконишевых площадках будет повышаться. Аудитория все сильнее сегментируется по интересам, объясняет г-н Сырнев. Он ждет роста числа специализированных проектов, таких как караоке- и рок-клубы, а в качестве примера приводит заведения «Запой» и «КГБ».