Аудиторский бизнес строится на доверии, основа которого — конфиденциальность. Степень доверительности отношений с клиентом — максимальная. Но клиентам с сомнительным прошлым консультанты не помогут.
«Деловой квартал» № 26 (884) от 8 июля 2013 г., стр. 30-33
В России, как и во многих других странах, эталонным считается качество аудиторских и консалтинговых услуг, предоставляемых так называемой «большой четверкой» аудиторских компаний. Помимо аудита по МСФО и сопутствующих услуг, в нашей стране прижились многие международные практики — налоговое и юридическое консультирование, реструктуризация бизнеса, практика слияний и поглощений, услуги оценки, предынвестиционные исследования, стратегическое и управленческое консультирование, IT-консалтинг, финансовые расследования, риск-менеджмент и т. д.
По словам Нодирбека Вахидова, партнера, руководителя Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ, консультанты нужны не только в период активного роста. Во время двух крупнейших кризисов — 1998 г. и 2008-2009 гг. — у рынка была большая потребность в реструктуризационных услугах: «У КПМГ сильная международная команда по реструктуризации, и в России мы не только переняли их опыт, но и интенсивно развивали это направление. Самый сложный реструктуризационный кейс в мире (для консорциума из более чем 80 банков) во время кризиса 2008 г. проводило именно российское подразделение КПМГ».
Доверяй и проверяй
В России КПМГ работает с 1990 г. Сегодня компания имеет представительства во всех крупнейших регионах страны, продолжает г-н Вахидов: «Пятнадцать лет назад мы были представлены тремя офисами — в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. За последние десять лет мы практически ежегодно открываем новые офисы. Такая динамика говорит о развитии экономики — на международные рынки выходят не только игроки федерального уровня, но и лидеры локальных региональных экономик».
Работа с аудитором предполагает раскрытие конфиденциальной информации. Как меняется психология бизнесменов — они становятся более открытыми со временем?
— Безусловно, становятся. Любой предприниматель очень бережно относится к закрытой информации. Но если он хочет сделать сотрудничество максимально эффективным, нужно доверять консультанту. Если информация некорректна или раскрыта не полностью — рекомендации могут оказаться бесполезными для бизнеса. В нашем деле очень важен открытый диалог на высоком уровне. С нашей стороны — партнеров, со стороны клиентов — топ-менеджеров и владельцев бизнеса. Только так можно добиться максимальной пользы от наших консультаций и высокой степени доверия, ключевого фактора в нашем бизнесе.
Традиционно в отчетах мировых аналитиков Россия оказывается в лидерах среди стран с теневой экономикой. Допустим, КПМГ сталкивается с компаниями, скрывающими доходы, оптимизирующими налоги и т. д. Как с такими работать?
— Я не стал бы драматизировать — ситуация в России с каждым годом меняется в лучшую сторону. Будучи глобальной организацией и глобальным брендом, мы очень дорожим своей репутацией. Любой удар по репутации, неважно, в какой стране, накладывает отпечаток на компанию в целом. Именно поэтому у нас очень велика роль риск-менеджмента — перед тем как начать работать, КПМГ серьезно оценивает клиента с позиции риска и принимает решение — работаем мы с этой компанией или нет. Но я бы подчеркнул: налоговая оптимизация и сокрытие доходов — совершенно разные вещи. Грамотные налогоплательщики во всех странах мира стремятся использовать все предусмотренные законом возможности налоговой оптимизации, и это нормально. А вот уклонение от налогов всегда представляет собой обман налоговых органов — налогоплательщик либо не отражает в своем учете какие-то операции, либо искажает их суть, либо отражает операции, не имевшие места.
Различия слишком тонкие. Говоря прямо: если компания использует «серые» схемы и обращается в КПМГ с целью «обелить» бизнес, вы ей откажете?
— Если КПМГ обнаруживает факты, свидетельствующие о незаконной деятельности, то да, мы сознательно отказываемся от работы с подобными организациями. Таким образом, недобросовестные игроки рынка просто не становятся нашими клиентами. Другое дело, если обращаются за помощью в оптимизации налогов. Но, повторюсь, строго в рамках закона.
Бывало ли так, что система давала сбой и клиентом КПМГ становилась компания, не отвечающая вашим требованиям?
— На моей практике — нет. Наш департамент по управлению рисками — значимая структура, и мы вкладываем много ресурсов, чтобы обеспечить его эффективность. Помимо оценки рисков при взаимодействии с клиентами, он следит за соответствием нашей деятельности требованиям российских и зарубежных регуляторов. Важно также своевременно учитывать все изменения, происходящие в законодательстве, и соответствующим образом реагировать на них. Многие наши клиенты — публичные, их ценные бумаги котируются на мировых площадках, например на Нью-Йоркской или Лондонской бирже.
С технической точки зрения, как вы обеспечиваете защиту информации?
— Стараемся минимизировать бумажные носители. Документы в электронном виде защищены различными современными способами защиты. Кроме того, доступ в нашу внутреннюю сеть ограничен — из внешнего Интернета без процедуры авторизации в нее не зайти.
Как защищаетесь от инсайдеров, от внутренних утечек? В некоторых компаниях, например, запрещают пользоваться своими флешками.
— У нас сотрудник физически не сможет воспользоваться личной флешкой. Защититься от внутренних утечек можно, в том числе грамотным отбором и обучением кадров. Основной состав мы «выращиваем» сами из выпускников экономических факультетов. Смотрим на ведущие вузы, работать начинаем со студентами 2-3 курсов, затачиваем их под наши требования. Заодно решаем проблему с дефицитом кадров. Однако ключевой момент в этом вопросе — это общие ценности: честность и порядочность, которые объ¬единяют людей в нашей команде. Причем не на словах, а на деле.
Вы тоже пришли в КПМГ сразу после вуза?
— Да, в 1997 г. я окончил Ташкентский университет мировой экономики и дипломатии и устроился в местное представительство КПМГ. В 2001 г. меня перевели в московский офис. В Екатеринбурге я с 2008 г.
В 2012 г. вы стали партнером КПМГ. Что значит этот статус?
— Партнер — это самая высокая позиция в компании, подтвержденная не только годами работы, но и определенными заслугами. Партнеры де-факто являются акционерами и участвуют в распределении прибыли. Естественно, при этом мы несем полную ответственность за наш бизнес и за те решения, которые мы принимаем.
Ваш офис обслуживает УрФО плюс Пермский край и Уфу. Работаете дистанционно или постоянно находитесь в разъездах?
— В неделю я совершаю в среднем от двух до пяти перелетов. Внутри УрФО часто приходится ездить на машине — малая авиация у нас, к сожалению, не развита на том уровне, на котором хотелось бы.
Аудиторы становятся арбитрами
КПМГ — один из заметных участников крупных российских мероприятий — форумов, выставок. «Мы предлагаем рынку неосязаемый товар — экспертные рекомендации и профессиональные знания. Наша услуга осязаема только в своем результате, т. е. уже после ее воплощения. Если аудит — это понятная услуга, со своим циклом и результатом, то с консалтингом все намного сложнее, — говорит Нодирбек Вахидов. — Во-первых, компании могут не осознавать, что у них есть потребность в определенных изменениях, во-вторых, не понимать, что уже существуют эффективные наработки и решения. Об этом необходимо говорить. Публичные мероприятия — один из каналов, который позволяет это делать». Так, в 2013 г. КПМГ в четвертый раз примет участие в выставке ИННОПРОМ. В рамках деловой программы компания представит результаты совместного с РСПП исследования инвестиционной привлекательности регионов России с точки зрения иностранных инвесторов.
Как вы оцениваете уровень организации ИННОПРОМа?
— Качество растет с каждым годом. Это касается не только организации, но и статуса участников. ИННОПРОМ — крупнейшее событие региона, и мы не можем его игнорировать. Конечно, как и в любом деле, здесь сложно давать однозначные оценки: российские форумы не стоит сравнивать с зарубежными, ведь в каждой стране свои потребности и специфика. Главное, чтобы аудитория соответствовала повестке и целям участников мероприятия. В случае с ИННОПРОМом — это так.
Результаты нового исследования регионального инвестклимата еще не афишировались. На ИННОПРОМе они будут озвучены впервые?
— В КПМГ начали подробно изучать эту тему после кризисных 2008-2009 гг. В 2010 г. выпустили первое исследование. Для него отобрали двенадцать субъектов РФ, чьи доходы формируются преимущественно за счет несырьевых источников (в том числе — Свердловскую область). Текущее исследование отличается от исследования 2010 г. Оно готовилось по другой методологии и ценно тем, что помимо видения инвестклимата глазами иностранных инвесторов в 2013 г. мы представляем рекомендации региональным властям для качественного улучшения инвестклимата в их регионах. Более подробно об этом мы расскажем на ИННОПРОМе 12 июля.
Предваряя презентацию, какие выводы получены по результатам исследования?
— Можно уверенно говорить, что инвестклимат в российских регионах улучшается, однако недостаточно быстрыми темпами. Регионы находятся на разных стадиях: есть передовики, конкурентоспособные не только внутри страны, но и на международном уровне. Есть второй эшелон — регионы, которые прилагают усилия, но пока недостаточные, чтобы стать лидерами. Есть регионы, которые фактически не предпринимают значимых усилий.
В этом месте обычно приводят в пример Калужскую область…
— Это один из самых удачных примеров. Калужская область до 2011 г. оставалась дотационным регионом, но, правильно построив стратегию взаимодействия с инвесторами, определив свои дифференциаторы, стала одним из самых привлекательных в стране регионов для иностранных инвесторов. Свердловская область тоже стремится к этому, показывая прирост инвестиций в регион. Впрочем, не только Россия старается быть привлекательнее для внешнего инвестора. Список таких стран велик. И они тоже улучшают свой инвестклимат. Значит, позитивные изменения в этом направлении должны происходить более быстрыми темпами.
Почему этого не происходит?
— Как и в любом деле, главное — это люди. Нет достаточной политической воли и квалификации на местах, чтобы обеспечить процесс сверху донизу, а не только на уровне губернаторов и директоров инвестиционных департаментов. Регионам, на наш взгляд, следует внимательнее учитывать человеческий фактор. Важно также разрушать бюрократические барьеры в нормативно-правовом поле. Быть готовыми гибко и быстро реагировать на меняющиеся потребности инвесторов.
КПМГ — аудитор FIFA и Оргкомитета ЧМ-2018 по футболу в России. Сможет ли чемпионат стать катализатором для привлечения иностранных инвестиций?
— Конечно, и не только иностранных. События уровня Олимпиады и Мундиаля стимулируют развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Во многих российских городах, которые выбраны для проведения ЧМ-2018 по футболу, качество спортивной, транспортной и социальной инфраструктур не соответствует требованиям FIFA. Решение этих задач требует больших бюджетных расходов. И крайне востребованы механизмы ГЧП: они дают возможность снизить нагрузку на бюджет и ускорить реализацию инфраструктурных проектов.
Кроме того, открывается доступ к новейшим технологиям и эффективному менеджменту частных компаний. На основе ГЧП может быть создана как спортивная инфраструктура (стадионы), так и транспортная (дороги, аэропорты, метро). Также появляется возможность запускать несколько крупных инфраструктурных проектов одновременно.
В Екатеринбурге тоже пройдет один из этапов чемпионата. Чем мы можем заинтересовать иностранных инвесторов?
— В Свердловской области сегодня созданы условия для развития ГЧП. В частности, инвесторам может быть интересна транспортная инфраструктура. КПМГ видит и внимание иностранных инвесторов и операторов к стройкам инфраструктурных объектов на принципах ГЧП. Безусловно, востребованными будут проекты, качественно проработанные с финансовой стороны. Ключевой критерий для инвесторов — именно структурирование проекта, его подготовка со стороны государства с возможностью привлечь финансирование под него. От властей требуется качественно структурированный проект, с ясным распределением рисков и вознаграждений. Для стимулирования инвестиционной активности государству, в свою очередь, необходимо не только анонсировать проекты, которые планируются к реализации, но также убедить рынок в серьезности намерений по их поддержке и осуществлению.
До чемпионата осталось пять лет, а еще не определены объемы работ. И это — на фоне коррупционных скандалов с Олимпиадой. На ваш взгляд, высоки ли риски наступить на одни грабли дважды?
— Пока сложно давать прогнозы. Но надеюсь, что урок Олимпиады выучен. Хочется верить, что первые лица государства проявят не меньший интерес, чем к Сочи, и промедлений не будет. Драйвером процесса должны стать частные компании — у них непосредственный интерес в ГЧП. Если и возникнут какие-то проблемы — они первыми поднимут тревогу.
В начале 2000-х гг. власти Екатеринбурга определили вектор развития города — за счет проведения масштабных мероприятий. Как вы оцениваете такую стратегию?
— Город изменился и совершенно поменял свой облик в лучшую сторону — вот показатель. Развиваются все сферы жизни, статус проводимых мероприятий растет — от ШОС к саммиту Россия — ЕС. О Екатеринбурге узнали далеко за пределами России. Поэтому, на мой взгляд, политика властей идет городу на пользу. Футбольный чемпионат — одно из событий, стимулирующих его развитие. Кульминацией этого процесса может стать победа в конкурсе на право проведения ЭКСПО-2020. ЭКСПО позволит привлечь как инвестиции, так и дополнительный туристический поток. Она также может побудить крупные международные компании открыть здесь свои представительства, как это произошло в Шанхае. Формирование еще одного экономического центра окажет благоприятное влияние на страну в целом.
Как вы оцениваете шансы Екатеринбурга на ЭКСПО?
— Город достоин выставки. Это мнение разделяют в КПМГ. Не так много времени осталось до объявления победителя, и, надеюсь, им станет именно Екатеринбург.