Бизнес Екатеринбурга переживает бурное развитие: растут все, но «рвануть» удается не каждому. Наиболее динамичные предприятия выходят на первые места по объемам продаж, доле рынка, величине региона
Сеть магазинов «Эолис»
«Эолис» открыл в Екатеринбурге и еще 10 городах Свердловской области 30 торговых точек. Сегодня в сети 53 магазина, 4 из которых — универсальные (аудиовидеопродукция, кожгалантерея, подарки, цифровая техника, мобильные телефоны), остальные — салоны сотовой связи. По количеству торговых точек, которые продают мобильные телефоны, услуги сотовых компаний и принимают абонентские платежи, «Эолис» — абсолютный лидер в городе. В следующем году компания собирается удвоить число магазинов за счет экспансии на рынки Тюмени, Челябинска, Перми, Москвы и Питера. Кроме того, менеджмент намерен увеличить обороты за счет предоставления дополнительных услуг, связанных с сотовыми телефонами: закачки картинок, мелодий, мелкого ремонта аппаратов «здесь и сейчас», зачета старых телефонов при покупке новых.
«Общество Малышева-73»
Самый заметный проект 2004 г. в области торговой недвижимости — вторая очередь ТЦ «Купец» (28 тыс. кв. м) — создан «Обществом Малышева-73». Сейчас компания строит третью очередь ТЦ такой же площади, планируя оставить помещения в собственности «Общества» и управлять ими самостоятельно. Кроме того, в 2004 г. девелопер запустил в эксплуатацию, а потом продал офисное здание на Первомайской (4,5 тыс. кв.м). В первом квартале 2005 г. будут готовы ТЦ «Гермес-Плаза» (12 тыс. кв. м; оставят себе), ТЦ на Луначарского — Малышева (2 тыс. кв. м; на продажу), центр на К. Либкнехта (2,5 тыс. кв. м; на продажу). В следующем году «Малышева-73» начнет строить, а затем выставит на продажу еще четыре торговых и офисных здания в центре города. Для «себя» «Общество Малышева-73» возведет 3-этажный ТЦ вблизи Архитектурной академии. Эксперты рынка недвижимости оценивают долю «Малышева-73» на рынке строительства торговых центров в 20% — по сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился почти в 10 раз. Объем собственного капитала компании вырос в уходящем году на 70% — впечатляет, особенно если учитывать, что девелопер строит главным образом на собственные деньги. По словам Игоря Заводовского, собственника «Общества Малышева-73», строительство — вынужденный шаг для компании, этого «рынок требует». Основная специализация компании — продажа готовых торговых площадей высшей ценовой категории (помещения в центре города). В этом сегменте «Малышева-73» контролирует более 50% рынка. Компания смогла удержать свои позиции, несмотря на то, что в 2004 г. спрос на такие площади был провальным.
Компания «Оками Моторс»
По итогам первого полугодия 2004 г., компания «Оками Моторс» по продажам иномарок вышла в лидеры среди екатеринбургских дилеров. За год объем продаж автомобилей Hyundai вырос более чем в 2 раза, Mitsubishi — почти в 3 раза. В соревновании, которое проводили нынешним летом среди российских дилеров Hundai, «Оками Моторс» заняла первое место по сумме баллов. Они начислялись по трем критериям: выполнение общего плана продаж, выполнение плана продаж по моделям и оборачиваемость автомобилей на складе. Как сообщают в компании «Рольф Холдинг» (генеральный дистрибьютор Mitsubishi Motors в России), последние месяцы «Оками Моторс» занимает ведущие позиции по объемам продаж этой марки среди всех дилерских центров России1. В 2004 г. «Оками Моторс» стал дилером производителя спортивной техники Bombardier. В следующем году «Оками» закончит строительство автоцентра Porsche: компания заключила эксклюзивное дилерское соглашение и получила право на продажу и обслуживание автомобилей этой марки. Кроме того, «Оками моторс» собирается выйти на рынок публичных заимствований, выпустив финансовые векселя.
Типография «Лазурь»
Сегодня полиграфическая компания контролирует более половины регионального рынка журнальной продукции. Весной типография приобрела рулонную машину Heidelberg WEB-8 с газовой сушкой — игроки расценивают покупку как шаг, сделанный на опережение рыночной ситуации. Год назад они уверяли, что в Екатеринбурге слишком мало изданий с большими тиражами и ролевая машина не будет достаточно загружена. «Лазурь» поставила оборудование средней производительности — в итоге типографии удалось собрать линейку печатного оборудования, позволяющего выпускать крупные и мелкие тиражи с минимальными затратами. Теперь у «Лазури» появилась возможность вернуть в Екатеринбург крупные заказы, печатающиеся на рулонных машинах за границей — в Эстонии («Я покупаю» — тираж 25 тыс. экз.) и на Украине («Цена вопроса» и «Современный дом и офис» — оба тиражами по 20 тыс. экз.). В 2005 г. типография запустит цифровую систему Cоmputer-to-Plate, с помощью которой можно выводить изображение на печатную пластину напрямую, минуя вывод на пленки. С уходом пленочной стадии качество оттиска повысится, уменьшатся временные затраты на производство.
Компания «АвтоАудиоЦентр»
Один из ведущих игроков в сегменте car-audio и автотюнинга Екатеринбурга в этом году довел свою долю рынка до 40% (розничная продажа и установка) и занял 25% рынка УрФО по оптовым продажам автоаудиосистем. За год оборот компании увеличился на 40% и достиг отметки в $4 млн. ААЦ договорился с Ирбитским мотоциклетным заводом об аудиоэкипировке всех мотоциклов, которые предприятие поставляет в США и Европу (5–7 тыс. шт. в год). В следующем году фирма откроет филиал в Перми. Есть вероятность того, что в 2005 г. дочерняя компания «АвтоАудиоЦентр» появится во Франкфурте. Сейчас директор компании Сергей Мишкин ведет переговоры с производителем акустики и усилителей Helix и Brax, немецкой компанией Audiotechfisher, о поддержании проекта.
Ежегодно «АвтоАудиоЦентр» проводит соревнования по автозвуку, на которые приезжают не только российские, но и зарубежные аудиофилы. В 2005 г. чемпионат будет особенно масштабным — он пройдет в городах Пермь — Уфа — Челябинск — Тюмень — Екатеринбург. Мероприятие обойдется «АвтоАудиоЦентру» примерно в 1,7 млн руб.
Корпорация «ДатаКрат»
По оценкам конкурентов, корпорация занимает около 40% екатеринбургского рынка автоматизированных систем в розничной торговле. По собственным расчетам, «ДатаКрат» охватывает 5–7% российского рынка автоматической идентификации. В числе недавних проектов «ДатаКрат» — беспроводная автоматизация супермаркетов «СтройАрсенал» и «Звездный».
Еще одно направление, которое активно развивает компания, — системы безопасности. На рынке автоматизации проходных крупных предприятий «ДатаКрат» претендует на лидерские позиции. Здесь последнее достижение — победа в тендере «АвтоВАЗа» на установку системы контроля доступа. В следующем году «ДатаКрат» планирует расширить этот вид деятельности в два раза за счет внедрения на российском рынке суперсовременной системы контроля и учета технологических процессов TimeLOG.
«ДатаКрат» давно нельзя называть региональной компанией: филиалы, представительства или дочерние компании «ДатаКрат» есть во многих городах России. В 2004 г. компания открыла еще два офиса за пределами Среднего Урала — в Кургане и Тольятти. Теперь их 21.
В уходящем году произошли изменения в подразделении климатической техники: «ДатаКрат» запустил федеральную сеть розничных магазинов «Дом Климат» и выделил отдельную компанию, которая разрабатывает климатические системы.
Холдинг AVS-group
Холдинговая компания, включающая в себя более 70 предприятий, достигла в 2004 г. такого уровня развития, что дальнейшее инвестирование в основные виды деятельности (авиа— и автоперевозки, логистика, складское хозяйство, торговля) не могло обеспечить желаемую прибыль. Поэтому руководство решило расширить поле деятельности. Сначала в структуре холдинга появилась торговая сеть «Китай-город»: AVS-group построила современный складской терминал на территории ОАО «Свердловскавтотранс», открыла закупочные представительства в Пекине, Гуаньчжоу и Урумчи и с помощью компании AVS-logistic организовала централизованные поставки промтоваров из КНР. Продают их через оптовую базу и 5 розничных точек в Екатеринбурге.
Запустил холдинг и сеть спортивно-развлекательных предприятий. В 2004 г. в нее вошли база отдыха и СК «Автомобилист» (крытый каток с искусственным льдом), СK «AVS-Кристалл» (бассейн, фитнес, тренажеры), санаторий «Светлый». В недавно купленном здании ДК «Химмаш» компания разместит универсальный развлекательный комплекс.
Как говорят наблюдатели, в уходящем году AVS-group была одним из самых активных инвесторов на рынке Свердловской области. Компания AVS-invest рассматривала любые бизнес-предложения стоимостью от $100 тыс. до $7 млн. По косвенным данным, в 2005 г. группа планирует заняться производством стройматериалов, реконструкцией и коммерческим использованием промышленной недвижимости.
Сеть кинотеатров «Премьер-зал»
По объему валовой выручки на долю «Премьер-зала» пришлось 55% рынка кинопроката Екатеринбурга. Динамика этого показателя была небольшой — 5% за год. Зато компания в 2004 г. существенно изменила репертуарную сетку с целью привлечь в кинотеатры детскую аудиторию и людей старше 35 лет. Исследования показывают, что в кино ходят россияне возрастной категории 18–35 лет, и сейчас рынок кинопоказа — в Екатеринбурге его емкость оценивается в 30 млн руб. ежегодно — охвачен лишь на 50%.
«Премьер-зал» укрепил свои позиции в периферийных городах, добавив к кинотеатрам в Краснотурьинске и Серове мультиплекс «Молодежный» в Каменске-Уральском — 4 зала, развлекательный комплекс и дискотека. Строительства комплекса обошлось компании в 12 млн руб. В целом объем инвестиций «Премьер-зала» увеличился в 2004 г. на 71%. «Премьер-зал» взял на себя управление кинорепертуаром и продвижение ККТ «Космос», который открылся после реконструкции. Этот шаг добавил 7% к валовой выручке «Премьер-зала».
По мнению Александра Прохорова, директора сети «Премьер-зал», в 2005 г. в Екатеринбурге появится еще 4–5 киноплощадок. «Премьер-зал» уже получил предложение взять в управление две из них. Также в планах г-на Прохорова — строительство нового мультиплекса в Екатеринбурге на 4–5 залов.
Компания «Вода
Ново-Курьинская»
Компания заняла лидирующее положение на рынке продажи и доставки питьевой воды (общее количество игроков — 25). За год доля «Воды Ново-Курьинской» выросла с 21% до 30%. Кроме того, пермским партнерам компании — ООО «Чистая вода» — удалось занять треть рынка. В связи с этим выручка «Воды Ново-Курьинской» за год выросла на 53%, а продажи воды в натуральном выражении — на 93% (при годовом объеме реализации —30 тыс. т). К слову, в уходящем году структура продаж компании изменилась. Взяв курс на вытеснение конкурентов из розничных сетей города, «Вода Ново-Курьинская» увеличила объем продаж своей продукции воды через магазины с 16% до 38%.