Меню

Новая ошибка не дала Минздраву исправить старую

Дмитрий Тихонов, директор компани «Медфармсервис Т», пожаловался в УФАС на областной Минздрав, ограничивший конкуренцию при поставках льготных лекарств.

 
Отмена аукционов запустила скандал федерального масштаба, который может стоить поста министру Аркадию Белявскому. Росздравнадзор и Прокуратура Свердловской области уже проверяют его ведомство по указанию из Москвы.
 
Скандал начался 1 марта, когда 6,5 тыс. льготников Свердловской области не смогли получить лекарства. Чиновники Минздрава опоздали с объявлением тендера на 3-4 месяца — обычно конкурс на обслуживание льготных рецептов проводится в ноябре, чтобы с 1 января лекарства поступили в розницу. Нивелировать сбой в распределении льготных медикаментов помешало УФАС, отменившее 1 марта четыре аукциона на поставку лекарственных препаратов (общая сумма государственных контрактов — 681,67 млн руб.). Министр здравоохранения Аркадий Белявский сообщил, что жалобу в антимонопольное ведомство подал «один предприниматель, проживающий в Екатеринбурге».
 
Речь шла о Дмитрии Тихонове, генеральном директоре компании «Медфармсервис Т», поставляющей в государственные больницы УрФО технику, медикаменты и расходные материалы. По словам г-на Тихонова, он предлагал г-ну Белявскому методику, поз­воляющую избежать коррупционных схем при подготовке тендеров, но чиновник к его советам не прислушался. В 2010 г. по заявлениям директо­ра «Медфармсервис Т» УФАС Свердловской области аннулировало около 20 аукционов, в том числе восемь, объявленных Мин­здравом. В феврале 2011 г. Дмитрий Тихонов добился отмены тендера на поставку запчастей и материалов для аппаратов гемодиализа, отыскав в нем поводы для злоупотреблений. Теперь очередь дошла до лекарств по социальным программам — предприниматель направил в УФАС жалобу на 11 страницах, где доказывал, что условия аукционов, заявленных Мин­здравом, противоречат закону. Марина Пушкарева, зам. руководителя антимонопольной службы: «Департамент госзаказа объединил в одном лоте услуги по хранению-поставке медикаментов и нелекарственных средств. Тем самым он ограничил количество участников аукциона, так как для поставок лечебного питания и расходных материалов лицензия на фармацевтическую деятельность не требуется. Не требуется и специализированный программный продукт для взаимодействия с аптеками. Теперь эти и другие нарушения будут устранять».
После отмены аукциона началась цепная реакция. 2 марта Росздравнадзор официально заявил, что льготникам Свердловской области не хватает лекарств. На следующий день Минздравсоцразвития РФ потребовало от Аркадия Белявского объяснений. Версия, что в январе Минздраву не удалось провести тендеры на поставку медикаментов из-за сбоев в работе электронной площадки, Москву не устроила. Министру напомнили — сроки аукционов истекли в декабре 2009 г. Одновременно губернатор Свердловской области получил предупреждение — правительство РФ может лишить регион права распоряжаться федеральными деньгами на закупку лекарств. 4 марта Росздравнадзор совместно с Прокуратурой Свердловской области начал проверку регионального Мин­здрава по прямому указанию руководителя Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой.
 
Участники рынка, наблюдающие за развитием событий, полагают, что скандал с льготными рецептами подоспел вовремя. Максим Стародубцев, председатель ассоциации медицинских страховщиков «Территория»: «История с аукционами показала, что на место министра здравоохранения Свердловской области есть другие претенденты. В пользу этой версии говорит реакция федерального ведомства, рассчитанная больше на внимание СМИ, ибо реального механизма, позволяющего отнять у региона право закупать лекарства за государственный счет, не существует. Не удивлюсь, если кресло министра делят разные группы: одним нужно поставить своего человека, чтобы пилить 14 млрд руб. целевых федеральных вливаний на здравоохранение. Другим — чтобы деньги до­шли по назначению».
 
Если Аркадия Белявского снимут, станет ясно: ему не доверили ни то, ни другое.
 
Автор: Николай Малетин