Екатеринбургские девелоперы отказываются от избыточного строительства малогабаритного жилья в пользу семейных форматов. Но не учитывают еще одну проблему, которая сильно отразится на рынке.
Эксперты констатируют разворот на рынке жилья Екатеринбурга — девелоперы отдают предпочтение более взрослому покупателю, семьи с детьми становятся для игроков значимым ориентиром, а государство внедряет программы субсидирования ипотеки для таких покупателей, отмечал аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков в колонке на РБК.
Начинается медленный процесс отказа от избыточного строительства малогабаритного жилья в пользу семейных форматов. Это правильная корректировка, которая позволит выстроить более устойчивую модель развития бизнеса в следующие десять лет, — считает г-н Хорьков.
По словам участников рынка, такая стратегия дает эффект. Как рассказал DK.RU Павел Петриченко, заместитель генерального директора АО «РСГ-Академическое», для того, чтобы этот интерес превратился в активный спрос и реальные продажи должен быть создан соответствующий продукт, а на это уходят годы.
Тренд подмечен абсолютно верный, только не могу сказать, что он новый. По сути Академический движется именно по этому пути. Район изначально ориентирован на семейную аудиторию и строится с учетом ее потребностей. Именно поэтому одновременно с жильем здесь возводятся школы и детские сады, прогулочные аллеи, парк, набережная, современные детские площадки. А ассортимент позволяет подобрать от студии для молодой семьи до просторной двухуровневой квартиры. Создавать «семейный» продукт непросто: гораздо легче строить квартиры-«вагоны», сопровождая это минимальным благоустройством. Но результат себя оправдывает. Мы видим счастливые семьи, а это дорогого стоит, — комментирует г-н Петриченко.
Отметим, ранее DK.RU транслировал прогноз Михаила Хорькова: в перспективе 3-5 лет застройщикам рекомендуется быть осторожнее с сегментом студий — он быстро насытится, и предложение станет избыточным.
Сейчас на смену поколениям 1970-1980-х гг., которые покупали свое первое жилье и легко переезжали на окраины в течение последних десяти лет, приходит поколение 1990-х. Оно малочисленное, эти люди не смогут поддерживать былой спрос на компактные квартиры. Приоритеты застройщиков должны сместиться с молодежи на семьи, которые улучшают свои жилищные условия. Они едва ли захотят на окраины, — говорил аналитик.
Но смещение акцентов с покупки первого жилья на улучшение жилищных условий не единственная необходимая корректировка, отмечают эксперты. Рынок жилья по-прежнему не замечает того, что возрастная группа покупателей старше 55 лет является выключенной из основных рыночных процессов. Никто целенаправленно не работает с этой категорией населения, несмотря на то что таких людей становится все больше.
Работа с этой группой не входит в планы современных девелоперов. Текущих и будущих пенсионеров для современного рынка жилья не существует. Игроки готовы рассматривать их лишь в контексте прошлого рынка — тех, кто финансирует покупку малогабаритного жилья для своих детей, и тех, после кого остается квартира в наследство. Между тем жизненный цикл семьи предполагает, что на каждом этапе ее развития жилищные условия должны корректироваться и меняться. Рано или поздно первое жилье становится маленьким или несоответствующим качественным запросам домохозяйства. Процесс улучшения жилищных условий, как правило, связан с появлением детей, их взрослением и необходимостью выделения детских комнат. Но дети быстро вырастают и часто уезжают от своих родителей. Опустевшее гнездо — проблема, которая абсолютно не осознана российским рынком жилья. На этом этапе у собственников возникает необходимость оптимизации жилищных условий, — убежден Михаил Хорьков.