DK.RU изучил новую схему маршрутов общественного транспорта, которая заработает в городе летом, а также опросил таксистов — ждать ли от них повышения цен, и транспортников — как будут выживать.
Информация о грядущей перетасовке маршрутов городского общественного транспорта, ликвидации более сотни из них и вводе кардинально новой транспортной схемы вызвала ажиотаж среди горожан. На портале Change.org, в частности, появилась петиция против новаций — подписывающие ее убеждены, что необходимости в реформе нет. Обращение передадут в российский и региональный Минтранс, а также главе администрации Екатеринбурга Александру Якобу.
Напомним, вместо нынешней сети планируется внедрить схему, которая использует большее количество пересадок, но фактически позволяет добраться до необходимой точки быстрее. По замыслу авторов концепции, это позволит избежать ситуации, когда небольшие автобусы, которые ходят часто, набиты людьми, а трамваи с редкой интенсивностью ездят полупустыми. После изменений вместительный подвижной состав будет использоваться на самых востребованных отрезках, а малые автобусы — прежде всего в отдаленных районах. Что важно: пока окончательной схемы нет, есть только общая концепция, разработаная специалистами Фонда Город.PRO и американцем Джарретом Уокером.
DK.RU решил рассмотреть предварительные новации, которые еще будут доведены до ума и в окончательном виде вступят в силу с 1 июля 2017 г., с разных сторон. Первым делом были взяты крупные районы, не обеспеченные метрополитеном — Академический, Сортировка, Химмаш, Вторчермет. Наглядно показываем, как можно будет выбираться из них, начиная с лета (информация для иллюстраций предоставлена редакции Фондом Город.PRO на условиях эксклюзивности).
Иллюстрации: DK.RU / Игорь Черепанов
Читайте также: Чего жители города ждут от реформы общественного транспорта? ПОДБОРКА мнений из соцсетей
Также DK.RU поинтересовался у руководителей транспортных компаний, как они планируют строить работу, когда 36 направлений маршрутных такси ликвидируют. Как рассказал Сергей Антропов, директор ТК «Параллель» (маршруты № 22, 010, 054, 070), игроки готовы ко всему — вплоть до сворачивания бизнеса.
Как перевозчики восприняли информацию о грядущей отмене более 30 направлений движения маршрутных такси?
— Информация, которая стала широко известна накануне, для нас не была новостью: все это мы знали еще летом, правда, тогда сведения были на уровне слухов. Постановление, которое Александр Якоб подписал 29 декабря 2016 г., просто перевело дело в официальную плоскость. По идее, мэрия должна объявить конкурсы и разыграть новые маршруты между участниками рынка, но пока в этом плане тишина.
Будет битва транспортных компаний за лакомые маршруты?
— Конкурс предполагает, что на один маршрут будут заявляться несколько предприятий, и кто-то один выиграет.
Сколько нужно выиграть маршрутов, чтобы чувствовать себя уверенно при работе по новой схеме?
— Дело не в количестве. Участие в конкурсе предполагает наличие новых автобусов — большого и среднего класса. Значит, старые (малые типа Ford или Fiat) — а среди них есть и такие, за которые еще лизинг не выплачен, — надо будет распродавать, сдавать на металлолом. Основная сложность - найти финансирование под новые автобусы. А с учетом кризиса, подорожавшего доллара автобусы стали очень дорогими, даже типа «Богдан», не говоря уже о «Нефаз».
Сейчас известно, что по новой схеме в городе будет 237 автобусов большого класса типа «Нефаз». Но сколько получится на самом деле, а не на бумаге, неизвестно. Потому что столько нет. Сегодня муниципальное объединения автобусных предприятий выпускает на маршруты 100 с небольшим машин — больше нет, а часть стоят сломанные. Автобусов среднего класса типа «Богдан» с лета будет ездить порядка 150 — против сегодняшней тысячи с лишним.
Многим игрокам придется свернуть бизнес?
— Кто-то, конечно, уйдет. Может быть, даже мы.
Вы так спокойно об этом говорите. Смирились с ситуацией или надеетесь на лучшее?
— А что, я должен реветь или на колени вставать? Надо реально смотреть на вещи. Самое главное – условия конкурсов, конкурсная документация. Этого до сих пор нет, и не ясно, когда они будут готовы. Без этого делать какие бы то ни было выводы рано.
Помимо этого DK.RU спросил мнения экспертов о том, ждать ли летом повышения стоимости услуг такси — возможно, горожане в первое время предпочтут пользоваться таксомоторами, не найдя более на улицах знакомых маршрутов автобусов, трамваев и троллейбусов.
Михаил Бабин, президент ГК «Технология ресурсов»:
«Не думаю, что повышение цен произойдет. Все же общественным транспортом и такси пользуются разные категории горожан. Речь о реформе шла довольно давно, к тому же наверняка будут проведены какие-то разъяснительные мероприятия, которые сделают новации понятными — ажиотажа летом не возникнет. Так что такси нагреется на транспортной реформе вряд ли. В целом же я считаю, что оптимизировать существующую маршрутную сеть нужно — она не оптимальна. Насколько удачно это сделано, комментировать пока не готов — нужно понимать предмет, прежде чем осуждать».
Пресс-служба транспортной компании «Три Десятки»:
«Насколько мы можем судить, реформа воспринята неоднозначно, идет дискуссия и могут быть изменения. Тем более до 1 июля еще много времени, и пока рано что-то заявлять по поводу тарифов. Будем действовать по ситуации. Всплеск спроса на услуги такси очень вероятен, так как поведение пассажиров при отсутствии на линии привычного маршрута будет таким же, как сейчас, когда долго не приходит нужный транспорт из-за ДТП, например, а время уже поджимает».
Алексей Сохович-Канаровский, руководитель службы развития сервиса Яндекс.Такси:
«Пока екатеринбуржцы будут массово разбираться с новой маршрутной сетью, часть пассажиров предпочтут заказывать такси, чтобы спокойно уехать на работу, домой или по своим делам. Еще один всплеск заказов такси из-за новой схемы общественного транспорта возможен к началу осени. Горожане, которые летом отдыхали за пределами Екатеринбурга, также в первое время могут выбирать такси, а не тратить время на незнакомые маршруты. Тарифы на Яндекс.Такси из-за появления новой схемы движения общественного транспорта не изменятся, будет действовать базовый тариф. Если в некоторых районах будет наблюдаться повышенный спрос на такси, то нужно будет быстро привлекать дополнительных водителей на линию. Специально для таких случаев предусмотрен повышающий коэффициент».