Споры о судьбе архитектурных памятников Екатеринбурга за последний год уже порядком всех утомили. Определения, что такое здание-памятник, очень размыты и субъективны.
Профсообщество и разные группы горожан, как правило, имеют полярные мнения на этот счет. Люди готовы грудью вставать на защиту старых лабазов, где когда-то останавливался проезжий революционер или второразрядный профессор. Консенсус - невозможен. Споры о красоте - бессмысленны. Поэтому я бы оставил вопрос охраны существующих памятников специализированным структурам и перешел к строительству новых. Сегодня стройкомплекс может создать Екатеринбургу новое лицо.
В архитектуре города господствует эклектика. Кто-то видит в этом фатальный недостаток, проблему. Но на самом деле - это большая историческая возможность! Мы не Санкт-Петербург, не связаны каким-то устоявшимся каноном застройки, мощное профессиональное лобби которого готово задушить любые инициативы. В Гильдии мы с ведущими уральскими девелоперами разрабатываем план: как превратить Екатеринбург в комплекс памятников архитектуры нового, XXI века.
Для этого нужно определить несколько кварталов с хорошей локацией. Два-три, максимум – пять. И выбрать для каждого компанию-девелопера, которая будет вести комплексную застройку в строго определенном архитектурном стиле. Это может быть неоклассицизм, барокко, ампир, готика, дизайн-ориентированный авангард, экологический стиль – да что угодно! Я знаю, по меньшей мере, пятерых российских архитекторов, которые могут спроектировать чудесные здания в стиле неоклассицизма, на которые будут ездить любоваться туристы со всего мира.
Причем выбор стиля и формирование однородной застройки полностью ложится на девелопера. Отбор компаний должен быть прозрачным. Вести его нужно с учетом мнения профессионального и экспертного сообщества. Землю под кварталом, по идее, нужно отдавать в руки одной компании – которая будет вести застройку. А в центре Екатеринбурга относительно небольшую площадку зачастую делят по 20 собственников. У профсообщества есть опасения, что они не смогут договориться, выбрать единый стиль застройки. Но я убежден, что это вопрос технический и при желании его можно решить. На выходе получим стилистически законченные архитектурные ансамбли. У центра города появится новый смысл и содержание.
Я убежден, что застройка не должна уходить из центра, его можно и нужно уплотнять. В противном случае мы потеряем центр агломерации! Но параллельно нужно разработать городскую программу комплексной реконструкции центра и его инженерной инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что сети сегодня сильно изношены. И если ничего не предпринимать, Екатеринбург погрязнет в коммунальных авариях.
Под такие проекты можно будет объединить бюджетные деньги, средства девелоперов и подтянуть инвестпрограммы естественных монополистов – им тоже интересно вкладываться в сети, если есть гарантия, что к ним точно будут подключаться потребители. Главное же, Екатеринбург сможет показать всему миру как из эклектически застроенного стареющего промышленного города стать новым мегаполисом, где гармонично объединены разные архитектурные стили. И мы сможем, наконец, вернуться от микрорайонной структуры застройки к квартальной – она более компактная, человечная, и транспортная проницаемость повысится.
Скажу больше: город мог бы претендовать на федеральные средства для строительства сетей и дорог. Всем ясно: денег, что есть у города и застройщиков, на инженерную подготовку площадок не хватит. Иногда городские и областные власти говорят о привлечении федеральных денег, думают, как к ним подобраться. Кивают на Чечню, Казань – они сумели. Но Чечня две войны пережила, а Татарстан нет-нет да и угрожает центру отделением. А нам надо ноу-хау, с которым не стыдно ехать в Москву выбивать деньги. Создание города-памятника архитектуры XXI века – отличная идея. Думаю, лавры барона Османа, который перестроил Париж, многим не дают покоя. Да, мы рассчитываем, что средства российского бюджета придут, если город получит право принимать плей-офф ЧМ-2018 или ЭКСПО-2020. Но пока гарантий нет. Можно и подстраховаться.
Колонка написана специально для «Делового квартала»