Существуют, как минимум, две причины, толкающие предпринимателей на новые проекты. Одним предприятиям приходится диверсифицироваться, когда основной бизнес перестает приносить прибыль. Другие утвер
Доходы пополам
ООО «Лес-форум» в апреле 2004 г. сдало в эксплуатацию торгово-развлекательный центр «Антей». Учредитель компании — владелец мебельных магазинов «Бабушкин комод», «Полтинник», а также клуба «Арлекино» Андрей Гавриловский — утверждает, что некоторый опыт у него уже был. Ранее он занимался строительством складов для своей компании и реконструировал 29 квартир в жилом доме под магазин «Бабушкин комод». На строительство первой очереди «Антея» ушло 2,5 года. 30% площадей продали, часть из оставшихся г-н Гавриловский сдает под офисы и магазины, часть — использует под собственный бизнес: развлекательный центр и гостиницу. Все направления, по словам владельца, показали «на удивление хорошие результаты»: собственный бизнес принес г-ну Гавриловскому в 2 раза больше прибыли, чем аренда площадей. Поэтому во второй очереди комплекса, которую планируется сдать в эксплуатацию в 2006 г., будут оборудованы 22 дорожки для боулинга и организована самая большая в городе дискотека.
Пока Андрея Гавриловского не устраивает только «контингент» арендаторов торговых площадей. По его замыслу, в «Антее» должны продаваться дорогие товары известных мировых производителей. Поэтому во вторую очередь «Антея» решено пригласить московские торговые сети. В планах — строительство третьей очереди на 60 тыс. кв. м и парковки на 20–25 тыс. кв. м.
Г-н Гавриловский уверен, что по-прежнему занимает лидирующие позиции на мебельном рынке, причем во всех ценовых категориях. В следующем году бизнесмен собирается начать строительство еще одного магазина дешевой мебели на 5 тыс. кв. м. Доходы, приносимые мебельным и «немебельным» бизнесом, по его словам, примерно одинаковы.
В 2004 г. Андрей Гавриловский начал заниматься и жилищным строительством. Как говорит сам бизнесмен, попутно — продажа квартир позволяет быстро вернуть деньги, в то время как коммерческая недвижимость требует долговременных вложений. В проекте — 26-этажный дом на Химмаше и жилой комплекс «Тихий берег» в 50 м от Нижне-Исетского пруда: под строительство уже отведено 12 га земли.
Сетевое строительство
ЗАО «Корус», входящее в «Корин-холдинг» Андрея Бриля, закончило строительство офисного здания на Ленина, 20, еще в 2003 г. Нынешняя стратегическая задача компании — создать сеть офисных «Корин-центров». Г-н Бриль уверен, что управлять коммерческой недвижимостью его компания «умеет лучше всех». «Корин-холдинг» — крупный участник IT-рынка и поставщик медицинского оборудования. Предприятия холдинга занимаются также природоохранными технологиями, проектированием, а с недавних пор — и строительством, а также коммерциализацией объектов недвижимости. Архитектурное бюро компании начинало с проектирования объектов здравоохранения. Андрей Бриль объясняет, что офисная недвижимость — закономерное продолжение развития бизнеса его компании, много лет занимавшейся инженерными системами. В 2004 г. «Корин-холдинг» спроектировал еще два офисных центра (на 3 тыс. кв. м и на 6,5 тыс. кв. м) и 100-квартирный жилой дом. Землеотводы под все три объекта уже получены, начать строительство планируют летом 2005 г. Свои офисные здания г-н Бриль позиционирует как объекты высшей категории, или «класса А» по ранжированию Уральской палаты недвижимости. Стоимость аренды руководитель «Корин-холдинга» обещает установить «классом ниже» — считает, что доходы сегодняшних владельцев офисных зданий завышены.
Не от хорошей жизни
Для завода «Торгмаш» строительство не было логичным продолжением основной деятельности. Возводить офисные здания на принадлежащих предприятию площадях было решено из-за того, что спрос на основную продукцию завода — холодильное оборудование — упал за последние годы в четыре раза. За 2004 г. «Торгмаш» построил 8-этажное офисное здание на ул. Основинской. По словам первого заместителя генерального директора завода Романа Урманова, арендаторы начнут заезжать уже в январе 2005 г. Дом возводили на собственные деньги и кредиты банков. Г-н Урманов надеется, что окупить вложения удастся за пять лет. В следующем году на свободных площадях предприятия запланировано возведение еще одного офисного комплекса и складского терминала. За счет близости производственных площадок, складских помещений и офисов «Торгмаш» надеется сделать свое предложение особенно привлекательным для покупателей и арендаторов. Управлять зданиями завод будет сам. Кроме того, «Торгмаш» занялся производством фасадных систем, строительного пенопласта, металлочерепицы и т.п. Весной 2005 г. будет запущена линия по выпуску несъемной опалубки. Впрочем, от производства холодильного оборудования завод пока отказываться не собирается.
И горный бизнес
ЗАО «Ревдадорстрой» также пришлось развивать новые направления, поскольку строительство дорог областного и муниципального значения стало невыгодным. В декабре 2002 г. компания выиграла тендер на реконструкцию горнолыжного комплекса на горе Волчиха и арендовала землю под ним на 49 лет. 24 января 2004 г. состоялось торжественное открытие «Волчихи». По словам учредителя ЗАО «Ревдадорстрой, директора ГЛК «Волчиха» Игоря Михайлова, в реконструкцию комплекса его предприятие вложило около $150 млн. К разработке мастер-плана горы привлекли питерскую компанию «Росинжиниринг», обновили подъемники, установили систему искусственного оснежения, закупили ратраки, построили пункт проката, кафе. Г-н Михайлов говорит, что проект дотационный — пока доходы несравнимы с произведенными затратами. Вернуть вложенные в реконструкцию ГЛК $150 млн «Ревдадорстрой» надеется за четыре года. А пока компания взялась за еще одно перспективное направление — промышленно-гражданское строительство. Преприятие выиграло тендер на строительство двух жилых домов в Ревде. Игорь Михайлов утверждает, что как застройщик рассматривает несколько предложений и в Екатеринбурге.
Банк на службе холдинга
Региональные банки тоже не прошли мимо привлекательного рынка недвижимости — по оценкам специалистов, заработать на строительстве можно было от 20% до 100% годовых. УБРиР закрывал кассовые разрывы при возведении клубного дома «Тихвинъ» и предоставил кредит на пивоварню «Тинькофф». Банк24.ру совместно с ЦН «Сити» финансирует три объекта коммерческой недвижимости.
Пока банки интересовались строительством, инвесторы присматривались к банкам. Небольшое кредитное учреждение в Челябинской области — банк «Резерв» — приобрела холдинговая компания AVS Group Валерия Савельева. Вице-президент AVS Group Елена Нефеденок сообщила, что компания ведет переговоры еще с шестью региональными банками. В AVS Group входит более 70 организаций — от авиакомпаний, торговых сетей и турфирм до спортивных комплексов, автомобильных перевозчиков и проектных организаций. Еще в 2003 г. Валерий Савельев решил объединить все свои компании в единый холдинг. Банков в его структуре пока не было. Приобретенные кредитные учреждения будут обслуживать многочисленные предприятия группы.
Финансовый дивизион
Вложения в банковский бизнес оказались не менее популярными, чем в строительство. В марте 2004 г. Игорь Алтушкин, Сергей Дымшаков и предприятия созданной ими в этом году Русской медной компании купили контрольный пакет акций Свердлсоцбанка. Свой интерес к банковскому бизнесу Игорь Алтушкин проявил еще летом 2003 г., обменяв акции УГМК на контрольный пакет Уральского Банка Реконструкции и Развития. В январе 2003 г. УБРиР и ССБ объявили об объединении «на паритетной основе». А 24 декабря на внеочередном собрании акционеры ССБ должны были решить, каким способом пройдет объединение. Руководители Русской медной компании объясняют, что кредитные учреждения станут основой финансового корпуса Медного холдинга. К 2008 г. банки планируют занять лидирующее положение по размеру активов среди кредитных учреждений Уральского региона. В октябре 2004 г. суммарный собственный капитал двух банков составлял 1,2 млрд руб., активы — более 11,5 млрд руб.
От звонка до звонка
Компания «Экском» развивала в 2004 г. два новых направления — страховое агентство «Нота» и проект mediaplan.ru: исследования медиапотребления, страхового и банковского рынков. Чтобы пересчитать все направления деятельности, которые сегодня есть у его компании, «не хватит пальцев», уверяет Юрий Рязанов, генеральный директор «Экскома». Mediaplan.ru появился в феврале 2004 г. на базе call-центра. В рамках проекта ежемесячно опрашиваются по 500–600 респондентов (домохозяйств) в Москве и Екатеринбурге. Эти исследования компания проводит «для корпоративных нужд» уже давно. Юрий Рязанов даже написал книгу «Медиапланирование». В сентябре этого года воспользоваться
результатами телефонных опросов mediaplan.ru предложили рекламным агентствам, страховым компаниям и банкам. Первым клиентом стал банк «Северная казна». Юрий Рязанов заявил, что исследования себя окупают, но пока прибыли не дают. Второй проект — «Нота», запущенный в августе 2003 г., — также работает в ноль. «Нота» — страховой брокер — продает полисы ОСАГО и добровольных видов страхования. Основной объем продаж приходится на декабрь и январь. Г-н Рязанов говорит о страховом агентстве как о самом непрофильном для компании бизнесе, хотя появился он также на базе call-центра, операторы которого координируют действия автовладельцев при ДТП. Юрий Рязанов считает, что страховой магазин станет приносить прибыль лишь через 6–8 лет, однако отказываться от «Ноты» не собирается. А в следующем году «Экском» обещает объявить о новом проекте «федерального масштаба».
Наперекор Москве
Авиакомпания «Уральские авиалинии» в 2004 г. вплотную занялась туризмом. Предприятие создало дочернюю фирму-туроператора «Европорт», чтобы загрузить собственные рейсы. Коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов отмечает, что большинство местных туроператоров специализируются на чартерных рейсах в Египет и Турцию, в то время как «Европорт» организует поездки в три европейские страны — Чехию, Францию и Германию. Более 70% туров в Европу по наблюдению руководства «Уральских авиалиний», до сих пор формировалось в Москве. «Европорт», как считают учредители, должен перераспределить рынок и привлечь клиентов столичных операторов. Ожидается, что новая компания будет контролировать 50–60% рынка по этим направлениям. Кирилл Скуратов утверждает, что туры «Европорта» продают уже более 100 агентств в Свердловской, Пермской, Тюменской и Челябинской областях. На запланированные показатели рентабельности туроператор должен выйти к концу 2005 г.
Обратная связь: baranchikova@apress.ru