Руководители в сложной ситуации: с одной стороны, необходимо сократить расходы, с другой, не инвестируя средства в повышение собственных знаний и компетенций сотрудников, можно потерять бизнес завтра.
Руководители бизнес-школ — о том, с какими запросами обращаются к ним клиенты в текущей ситуации и способны ли они их удовлетворить.
Елена Пятникова, бизнес-тренер, директор ООО «Компания Корпоративные стратегии обучения»:
Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»:
Проще говоря, руководители испытывают нехватку управленческих знаний, хотят собрать лоскутное одеяло информации, полученной на тренингах и семинарах, в единую систему. При этом очень востребованными остались темы развития человеческого потенциала, эмоционального интеллекта, тайм-менеджмента. Причина очевидна: в сегодняшних условиях руководители находятся в большом стрессе, внешние условия ведения бизнеса вкупе с внутрикорпоративными проблемами оказывают большое давление, и руководители хотят действенных решений по его минимизации.
Ольга Покладок, директор коучинг-центра Станислава Гринберга:
Клиентов однозначно не стало меньше, напротив, их число выросло. Как выросла и степень их осознанности. В ситуации нестабильности людям хочется на что-то или на кого-то опереться. Но на кого? Только на себя. Интересно, что в последнее время к нам все чаще обращаются мужчины. По опыту могу сказать, что в большинстве случаев они приходят на обучение, когда в их деятельности происходит спад. Женщинам сложнее добиться успеха, им приходится прилагать гораздо больше усилий, поэтому у них больше стимулов проходить обучение. Они не ждут тревожных сигналов, стараются развиваться с прицелом на перспективу, быть лучше, независимо от кризиса.
Выдают ли бизнес-школы антикризисные рецепты?
Ашот Сеферян, директор программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ:
Елена Пятникова:
– Я не считаю, что бизнес-школы должны давать руководителям готовые рецепты. Это ни к чему хорошему не приведет, за исключением ситуации с молодыми предпринимателями, которые нуждаются хотя бы в ликбезе по организации бизнеса. Задача бизнес-школ — дать бизнесменам и руководителям инструменты, которые помогут им найти решения в сложной или кризисной ситуации.
Ольга Покладок:
– Любой бизнес начинается с руководителя. Если руководитель гибок, готов принимать ситуацию такой, какая она есть, то и его бизнес гибок, его можно адаптировать к любым изменениям в экономике страны. Коучинг хорош тем, что он позволяет найти собственный путь, отыскать выход из определенной ситуации, не прибегая к чьим-либо советам. Он способствует движению в нужном направлении.
Федор Федоров:
– Бизнес-школы могут предложить руководителям выстроить четкую цепочку «знания — методология — практика». То есть, на занятиях преподаватели рассказывают, «как ситуацию описать», рассматривают конкретные проблемы, например из практики слушателей (то, что происходит в реальном бизнесе), ищут вместе конкретные решения. Обучение — это всегда интерактив, контакт, дискуссия, если хотите — внутригрупповой консалтинг.
Пример: в программе МВА есть курс «Антикризисное управление персоналом», в ходе которого слушатели узнают об антикризисных методах внутрикорпоративного PR и поддержки активности сотрудников (теория); освоят методы работы с людьми в режиме антикризисного управления (практика); рассмотрят и отработают методы преодоления сопротивления в осуществлении антикризисной программы (практика); освоят стратегии управления конфликтами (практика). То есть, формируя курс, преподаватель закладывает в его содержание то, какой инструментарий получит слушатель (руководитель).
Бизнес-образование в кризис: роскошь или необходимость?
Елена Пятникова:
– Парадокс кризиса как раз и заключается в том, что именно в этот момент обучение должно быть востребовано, как никогда. Я поддерживаю высказывание А. Энштейна: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». Чтобы выйти из кризиса, нужно думать по-другому, чтобы думать по-другому, нужно учиться.
Ашот Сеферян:
– Экономическая ситуация в стране достаточно сложная. В разных секторах экономики она проявляется по-разному. Где-то резкое падение, а где-то, наоборот, наблюдается подъем. В любом случае она предполагает кардинальное изменение самого подхода к управлению бизнесом, поиск новых направлений. Старый багаж знаний и опыта уже ничем не может помочь бизнесменам. Нужны новые знания, новое видение перспектив развития и новый круг партнеров и единомышленников. Именно поэтому обучение в настоящий момент может стать локомотивом, который выведет компанию на новые просторы. Конечно, бизнес-образование является дорогим продуктом, и, казалось бы, отвлечение ограниченных финансовых ресурсов на обучение не очень эффективно в настоящий момент. Но вы вкладываетесь в свое будущее! Оставляя же все, как есть, ничего не меняя, не инвестируя в себя, можно не только не получить будущее, но и потерять настоящее.
Ольга Покладок:
– Если человек хочет успевать жить и ловить все моменты, быть эффективным в своей деятельности, быть на волне, все успевать, адаптироваться к любым событиям, без вложений в себя не обойтись. Наша компания как раз и помогает людям увидеть красоту жизни, научиться наслаждаться ею, заниматься любимым делом.
Федор Федоров:
– Кризисы в классическом их понимании ушли в прошлое, наступило время новой реальности — постоянных изменений, хаотичных, порой лишних потоков информации, гаджетизации и снижения уровня человеческого общения. Обучение в бизнес-школе позволит выработать систематизированное представление о бизнесе, принятии решений, общаться с коллегами из различных компаний и отраслей, а значит, получить новые связи и бизнес-решения.
В одном из мотивационных эссе мы спросили поступающего, почему он выбирает МВА и именно сегодня. Ответ был таким: самое время найти новые решения, получить практические советы и сделать рывок в профессиональном развитии.
В какие форматы заворачивают знания?
Ольга Покладок:
– Многие екатеринбургские компании предлагают новые форматы обучения: коучинг, трансформационные игры, квесты. Все руководствуются потребностями людей, а им интересны новые, более живые форматы. Если старшее поколение еще интересуется классическими процедурными тренингами, то для людей помоложе главное, чтобы процесс проходил легко и творчески. Из этого запроса родились такие форматы обучения, как квесты, веревочные курсы, игры. Важно, чтобы процесс проходил динамично.
Федор Федоров:
– Интерес менеджеров из регионов привел к появлению модульных форматов обучения — интенсивов, которые проходят один раз в месяц с пятницы по воскресенье. Вариант обучения «начните прямо сейчас», когда слушатели могут присоединиться к группе МВА со второго, третьего модуля. Или начать с самых актуальных для них курсов. Актуальна поддержка слушателей в виртуальной среде (общение между модулями).
Елена Пятникова:
– Основная проблема, на мой взгляд, не в формах обучения, а в применении полученных знаний на практике. Кроме того, генеральный директор мало интересуется развитием топов, они в свою очередь мало интересуются развитием мидл-менеджмента, не говоря уже про линейных руководителей. Солидарна со словами Германа Грефа: «Наши руководители результативны, но неэффективны». Понятно, что не везде. Именно передовые компании активно используют новые формы обучения, такие, как корпоративная библиотека, система вебинаров (обязательно с последующей оценкой знаний), мини-коуч-сессии, бизнес-симуляции, аналитические и вопросные сессии в качестве пост-тренинга, развивающая обратная связь. Все это поддерживается корпоративными системами оценки, формирования кадрового резерва, корпоративной культуры и т. Д. Только согласованная работа всех HR-систем обеспечивает результативность обучения, превращение затрат в инвестиции.
Ашот Сеферян:
– Все разнообразие форматов бизнес-образования обусловлено потребностями потенциальных клиентов. Кто-то предпочитает вечерние занятия несколько раз в неделю, кто-то готов потратить несколько выходных в месяц, а кто-то склонен использовать современные технологии вкупе с традиционными формами. В любом случае это выбор клиента. Мне кажется, что занятия по выходным (один раз в месяц) наиболее эффективны для топ-менеджеров, а онлайн (или, точнее, Blended) больше подходит молодым менеджерам, ведущим более мобильный образ жизни.