Меню

Нужны ли бизнес-школы? – личный опыт предпринимателей

Иллюстрация: личные архивы

Сегодня ведутся оживленные дискуссии на тему необходимости и пользы дополнительного обучения. Бизнесмены рассказали, почему решили «сесть за парту» и считают ли этот опыт полезным.

Долгое время обучение в бизнес-школах, посещение тренингов российских и международных гуру было обязательным (и модным) среди собственников бизнеса, топ-менеджеров и тех, кто мечтал о такой карьере. Сейчас многие относятся к дополнительному образованию скептически. Стоит ли тратить время, деньги и силы на образование?

Ирина Зырянова, управляющий директор ООО «Бюро недвижимости Зыряновой»:

— В определенный момент мне стало понятно, что для дальнейшего движения вперед и развития своего бизнеса мне не хватает системности в знаниях. Интуитивным действиям нужно было найти фундаментальное академическое подтверждение.

Я проанализировала информацию о бизнес-школах, представленных в Екатеринбурге, посмотрела федеральные рейтинги и отзывы выпускников, зашла на сайт каждой школы, ознакомилась с их предложениями — и обратила внимание, что бизнес-школа МИРБИС  привозит в Екатеринбург московских преподавателей, после чего остановила свой выбор на ней. Дополнительным преимуществом была возможность получения не только российского диплома, но и диплома London Metropolitan.

Мы учились четыре дня в месяц, с четверга по воскресенье. Занятия проходили в формате лекций, мини-лабораторий для решения кейсов, дискуссионных столов, междисциплинарных проектов, деловых игр. В МИРБИС создан виртуальный класс — закрытая социальная сеть для доступа к заданиям, преподавателям и одногруппникам. Выполненные задания мы выкладывали в эту сеть. Каждый преподаватель оставил неизгладимое впечатление, по окончании обучения со многими сохранились дружеские отношения, я продолжаю к ним обращаться как к консультантам и сейчас.

Я проходила обучение по специализации «Стратегический менеджмент», и моим научным руководителем была Светлана Георгиевна Гончарова. Она помогла мне по-новому взглянуть на свой бизнес, увидеть дополнительные резервы и перспективные направления, а также стимулировала к собственным самостоятельным исследованиям нашей сферы российской экономики.

Помимо знаний, я приобрела бесценные знакомства с одногруппниками и ребятами, которые обучались параллельно с нами. У нас завязались не только дружеские, но и деловые отношения.

Я планирую обучаться и дальше, однако, пока не знаю, что именно это будет. Возможно, выберу что-то не связанное с моей профессиональной деятельностью. В общем, как и в пору юности, все мы сейчас живем с лозунгом «Учиться, учиться и учиться…».

Владимир Никашин, собственник «НИПИ Горного дела»:

— Наступил момент, когда бизнес перестал отвечать моим требованиям. Чтобы он рос и развивался, необходимы были компетенции другого уровня, новые подходы, видения. Поэтому я пришел на программу «Бизнес-Интуиция» в Международную школу бизнеса FOIL Ural, где обещали дать сумму знаний и навыков. Так и случилось.

Первый важный момент — занятия проводят не теоретики, а практики, предприниматели очень высокого уровня.

Занятия в FOIL проходят в выходные, и уже с понедельника начинаешь смотреть на какие-то бизнес-процессы другими глазами, с позиции — как улучшить, что изменить. И предприятие все время трансформируется, растет, происходит планомерное улучшение на всех уровнях.

Флеши в ходе обучения возникают постоянно. Например, из семинара по корпоративной культуре я вынес концепцию о зоне ближайшего развития: теперь каждый отдел ставит планы, какие улучшения будет вводить в следующие полгода. Этим мы задали ритм постоянным изменениям и росту профессионализма.

Еще одна важная вещь: мало где таким собственникам бизнеса, как я, удается пообщаться в неформальной обстановке с такими же собственниками бизнесов. Обучаясь на программе, я эту возможность получил. Очень стимулирует то, что здесь собираются люди одного уровня и целей.

Особенность подхода FOIL в том, что здесь даются практические инструменты для ситуации «здесь и сейчас», для тебя сегодняшнего, твоей команды, твоего бизнеса и ситуации, что позволяет постоянно достигать результатов.

«Бизнес-Интуиция» — это программа для собственников, руководителей малого и среднего бизнеса, и, что основное, очень прикладная и эффективная.

В дальнейшем планирую и дальше учиться в FOIL, в частности на программе по управлению персоналом, так как результатом пройденного обучения явилось увеличение прибыли на сотрудника примерно в 2,5 раза.

Инна Любимова, начальник отдела по развитию персонала ООО «НЛМК-Сорт»:

– В 2010 г. мне потребовалось стать тренером, познакомиться с активными методам обучения и спецификой работы с взрослыми слушателями. Кроме того, необходимо было начать создавать собственные тренинги и научить этому подчиненных. То есть, задач передо мной стояло достаточно много.

Я искала школу, которая могла бы мне помочь в их решении, в Интернете, собирала отзывы коллег. Остановила выбор на Уральской Школе Тренинга. Для меня тогда важно было, что автор курса и ведущий бизнес-тренер Ольга Николаевна Катаева – человек из бизнеса (в прошлом коммерческий директор крупной компании). Привлекло и то, что занятия были построены по модульной системе, проходили в удобные дни в течение четырех месяцев. 

Обучение было максимально ориентировано на практику, мне кажется, что теория занимала не больше 10% всего времени. Мы постоянно действовали, придумывали свои метафорические деловые игры. Курс «Школа тренеров» дал мне огромный багаж знаний и навыков, связанных с обучением и подготовкой тренингов. 

Теперь я тренер. Я уже обучила не один десяток тренеров, создала около десяти собственных программ. Мои любимые темы – управление людьми и коммуникации. Также, во время обучения я познакомилась с замечательными коллегами из других компаний, с которыми мы до сих пор общаемся и обмениваемся опытом.

Я планирую и дальше развиваться. Мне интересна тема Agile (Эджайл) в управлении персоналом. Пока я самостоятельно изучаю эджайл-подходы, но в будущем обязательно потренируюсь в группе единомышленников, желательно в Уральской Школе Тренинга.

Константин Медведев, директор по развитию ООО «СИП Систем»:

— Потребность в получении дополнительного образования возникла в период моей работы в ОАО «Трест Строймеханизация №2». Мне явно не хватало управленческих знаний. Было необходимо провести серьезную и глубокую реорганизацию, вывести предприятие на новый уровень развития и написать стратегию на ближайшие три года.

Процесс выбора школы занял у меня около недели. Я сформулировал для себя следующие критерии:

1. Обязательное наличие модульного обучения, поскольку мне было важно полностью погрузиться в процесс на определенный период, не отвлекаясь на семью и работу. Поэтому екатеринбургские школы даже не рассматривались.

2. Преподавательский состав. В ИБДА РАНХиГС (Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), на мой взгляд, собраны самые сильные преподаватели.

3. Членство и аккредитация в международных организациях, подтверждающих уровень и профессионализм бизнес-школы. ИБДА аккредитован международными бизнес-организациями, включая АМВА, имеет членство в нескольких ассоциациях бизнес-школ.

4. Стоимость обучения. Школы с низкой стоимостью вызывали сомнение в качестве обучения. Высокая стоимость, на тот момент была неприемлемой, и я не понимал, из чего она складывается. Стоимость в ИБДА была для меня оптимальной. Причем в нее входил зарубежный недельный обучающий модуль.

Процесс обучения состоял из двухнедельных модулей, которые проходили каждые 3-4 месяца, в остальное время обучения было дистанционным. Методики обучения у каждого преподавателя были индивидуальными — игровые формы, командные задания и пр. Я, честно говоря, даже не предполагал, что в бизнес-школах занятия могут проходить так интересно и азартно! Приобретенные в бизнес-школе знания помогают мне видеть бизнес-процессы ясно, упорядоченно и понимать, что нужно делать в той или иной ситуации. Главное не откладывать эти знания в пассив, а постоянно применять на практике. Помимо знаний в мою жизнь вошли замечательные люди из разных городов России и даже из Казахстана.  

Михаил Иванов, основатель и руководитель проекта Пространство общения WeSpeak:

— Недавно на презентации программы Executive MBA МИРБИС меня спросили: что нового можете дать бизнесу лично вы? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно досконально проработать не только свой собственный опыт, но и опыт преподавателей, новые знания, полученные от них.

На мой взгляд, обучение нельзя рассматривать как набор предметов. В этом и уникальность — все предметы выстроены в единую цепочку и на выходе мы получаем комплексное представление о бизнесе, нарабатываем умения. После этого становится понятно, сможете вы дать своему бизнесу новые крылья или нет. Одних знаний при этом будет недостаточно, это требует и личной смелости.

Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что по окончании обучения мне пришлось многое переосмыслить. Я получил возможность шире смотреть на бизнес, глубже понимать не только происходящие в компании процессы, но и людей, в них задействованных. Зарубежная стажировка помогла увидеть, что возможности безграничны — это еще один выход за пределы собственного привычного сознания.

После этого пропадает желание работать с теми, кто занят бесконечными совещаниями и списывает свои промахи на других. Я начал смотреть на бизнес, как на игру, и сейчас занимаюсь несколькими проектами, которые, с одной стороны, интересны лично мне, а с другой — полезны многим.

Владислав Отделкин, финансовый директор ООО «Луидор-Тюнинг»:

— Сегодня знания представляют огромную ценность, а с учетом скорости жизни и бизнеса свои знания и навыки нужно постоянно актуализировать. Кроме того, я почувствовал, что мне необходима систематизация моих управленческих знаний и навыков для дальнейшего роста не только как специалиста, но и как управленца.

Процесс выбора школы проходил непросто, все-таки обучение достаточно дорогостоящее и занимает много времени. Я прошерстил интернет, собрал мнения коллег, которые получали бизнес-образование. Для меня было важно: обучение в Москве, поскольку я считаю, что там находятся лучшие учебные заведения; модульный формат обучения, чтобы не слишком сильно отвлекаться от работы; высокий уровень преподавания. Многие коллеги и знакомые обучались в ИБДА РАНХиГС, и в интернете было много положительных отзывов, поэтому я и выбрал эту бизнес-школу.

Процесс обучения был построен в виде модульных блоков: по две недели каждые полгода. Лекции чередовались с интерактивными занятиями. Начиная со второго семестра, лекции вели практикующие консультанты и управленцы. Вообще преподаватели отрабатывали на «отлично». Кроме того, подобралась очень интересная группа. Все были увлечены обучением.

Могу сказать, что в процессе обучения я приобрел отличных друзей из разных концов страны. До сих пор общаемся и встречаемся. Очень ценна была систематизация знаний: все расставили по полочкам. В плане финансовых знаний для меня не было никаких откровений, но были полезны предметы по управлению людьми, собственной жизнью, по разработке стратегий развития. Как раз то, чего мне не хватало.

Хотелось бы попасть на EMBA в ИБДА РАНХиГС, но это уже совсем другой уровень. До него еще нужно дорасти.

Станислав Воробьев, директор фабрики «Союз мебель»:

— Я посещал много тренингов у разных бизнес-тренеров, соответственно, и опыт разный — от ошибок до положительного.

Поэтому я всегда говорю, что нужно выбирать бизнес-тренера, как жену или мужа: не важно, блондинка или брюнетка, должен быть «свой». В выборе не стоит опираться на чужие отзывы и рекомендации, нужно пробовать самому — идти, учиться, слушать себя. Только так возможно развитие.

Один из моих учителей — Павел Эрзяйкин (Центр новых возможностей). Он работает не с компетенциями, а с индивидуальностью. Это очень важно, и это именно то, что качественно отличает его от других бизнес-тренеров. Вне зависимости от сферы деятельности человек становится способен на активное развитие. Ведь суть не в том, как делать, а каким быть, чтобы находиться в состоянии потока, движения и снижать давление общественной нагрузки.

Я не даю рекомендаций, так как считаю, что человек сам принимает решения для себя. Мой личный отзыв об участии в тренингах Павла Эрзяйкина — самый лучший, поскольку возникает внутренний отклик. Все изменения, которые происходят с нами, начинаются именно с осознания себя. Меняться нужно изнутри. Каждый день использую качества мышления, которые приобрел на его тренингах. Мне кажется, я был на всех: «Самоменеджмент», «Энергия денег», «Школа тренеров» и других.

Екатерина Сергеева, ведущий тренер «Мотив»:

— Руководители в рознице (в продажах) — это отдельный сегмент, требующий особого и постоянного внимания. С одной стороны, это достаточно опытные сотрудники, которые считают, что знают все про продукт, с которым работают, про клиентов, которые приносят прибыль, и даже какие техники и приемы продаж являются рабочими, а какие нет. С другой стороны, для решения бизнес-задач необходимо поддерживать высокий уровень их мотивации и обучать новым навыкам, чтобы информация, которую они транслируют сотрудникам, была корректной и соответствовала ожиданиям компании.

При планировании обучения для нас важными и приоритетными были специфические моменты, под которые не каждый провайдер готов «заточить» свой базовый материал и стандартную программу. Положительный опыт работы с CTS («Корпоративные стратегии обучения») с точки зрения гибкости подхода и умения точечно решить именно наш запрос, именно наши проблемы стали определяющими.

Руководители в рознице — это успешные «продажники», которые зачастую, увы, эмоционального подъема от удачных сделок не получают, поэтому стандартные тренинги здесь не эффективны. При выборе формата мы учитывали, что опытные сотрудники учатся друг у друга. Поэтому было важно, чтобы в процессе обучения сотрудники могли посмотреть на своих коллег «в работе», перенять опыт, оценить его.

Высокие требования к уровню тренера — ключевой приоритет. Это должен быть эксперт-практик, который качественно транслирует теорию, но и может привести примеры из своего опыта: как это работает и что не работает.

Для обучения был выбран нестандартный интерактивный формат — business role-playing games (пер. с англ.: ролевые игры для бизнеса). Формат предполагает высочайший уровень вовлечения всех участников, обсуждение после тренинга дает богатую почву для анализа. Обучение помогло увидеть свои рисковые зоны как продавца, ведь именно то, как ведет себя человек в нестандартной ситуации, является проекцией того, как он поведет себя в кризисной ситуации.