Меню

О какой честности вы говорите?

Компании все чаще обвиняют друг друга в нечестной конкуренции и забвении этических норм. Обидевшись на екатеринбургских ритейлеров, немецкое МЕТRО призвало на помощь губернатора. Эдуард Россель обе

Неэтичной конкуренции не бывает.

Компании все чаще обвиняют друг друга в нечестной конкуренции и забвении этических норм. Обидевшись на екатеринбургских ритейлеров, немецкое МЕТRО призвало на помощь губернатора. Эдуард Россель обещал принять меры. Следом появилась информация о претензиях клиента к известной юридической фирме. Если раньше участники конфликтов выясняли отношения в кулуарах, то теперь предпочитают выносить диалог на публику. Но, говоря о честной конкуренции и деловой этике, каждый из них имеет в виду что-то свое.

Их можно понять. Конкуренция в чистом виде, если такая и была, осталась в учебниках политэкономии — классический капитализм ушел в историю. Можно видеть благостные сны, что конкуренты порядочны и честны, можно доверять слову, которое дал партнер, но изначально подразумевается, что делать этого не следует, поскольку честность и порядочность — понятия абстрактные. Сорок лет назад журнал «Гарвард бизнес ревью» опубликовал статью «Этичен ли блеф в бизнесе?», где утверждалось: бизнес выработал правила, схожие с правилами игры в покер. От игроков в покер никто не ждет соблюдения этических норм. Там каждый защищает свои интересы. То же самое в бизнесе. Если ты слабый, тебя съедят. Конечно, тебя могут намеренно сделать слабым, но и это нельзя назвать нечестной игрой. Если так получилось, значит, ты слабее тех, кто пытается тебя съесть. Обвинения в неэтичности — хорошая мина при плохой игре. Проигравшему не хочется признавать, что в конкурентной борьбе он оказался не на высоте. Проще заявить, что противник нарушил какие-то правила. Если компания публично согласится со своим поражением, пострадает ее репутация. А репутация — ресурс, который нельзя потерять. Вступая в игру, приходится просчитывать, что вас ожидает. Либо вы будете выглядеть лучше в глазах общественности, либо — хуже.

Конкуренция — это борьба, где есть победитель и проигравший. В этом смысле показателен пример японских компаний. Они смогли получить свой процент рынка в Европе и в Америке лишь потому, что такой конкуренции, как в Японии, нет нигде в мире. Огромное количество фирм — маленьких и средних — поглощаются более крупными, ибо случаев, когда побеждает дружба, не бывает ни в животном мире, ни среди людей. Чем крупнее бизнес, тем более жесткими способами ведется конкурентная борьба. Все зависит от цены вопроса. Если у тебя украли ребенка и потребовали взамен выдать корпоративные тайны, ты честно поступишь, если согласишься, или нечестно?

С другой стороны, конкуренция — двигатель прогресса. В первобытном обществе человек конкурировал за выживание с природой. Цена вопроса — жизнь: либо ты побеждаешь, либо — погибаешь. О способах борьбы тогда никто не задумывался. И при очевидном неравенстве сил человек уцелел. Я думаю, с тех времен в его подсознании сохранился постулат: если победа действительно значима, я могу использовать любые средства. История доказала — и трагедия в Новом Орлеане убедительный тому пример, — что от цивилизованного общества до дикости и попрания всех существующих норм (религиозных, этических и проч.) всего несколько шагов.

Со временем меняются только способы борьбы, оболочка становится более привлекательной, а смысл остается прежним. Демпинг и черный PR, столь осуждаемые раньше, превращаются в обычные маркетинговые инструменты. Можно сколько угодно говорить, что конкуренция должна быть честной, но честность или нечестность будет определяться только масштабом цели и этическими нормами, принятыми в обществе. Чем более цивилизованным становится общество, тем сильнее оно регламентирует жизнь граждан. Я думаю, у каждого бизнесмена есть собственные нравственные нормы, через которые он не может переступить. Это — основной сдерживающий фактор. Чем больше эти личные нормы будут приближены к нормам в обществе, тем лучше. И чем дольше в обществе существуют определенные нормы приличий или неприличий, тем сложнее их нарушить. А в России только закончился период первоначального накопления капитала, когда никаких норм и правил вообще не было. Происходил глобальный передел собственности. Ситуация меняется медленно — наше общество слишком разнородно. Для кого-то 100 тыс. руб. — карманные деньги, а другой никогда не держал подобной суммы в руках. Такие люди не могут одинаково воспринимать ценности капиталистического общества. Нужно, чтобы прошли десятилетия. В стремлении приблизить новые времена Российский союз промышленников и предпринимателей разработал хартию корпоративной и деловой этики. Компании, подписавшие этот документ, обязались придерживаться «общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях». Появилась и комиссия по корпоративной этике для разрешения споров между бизнесменами. Тому, кто нарушит Хартию, грозит общественное порицание и включение в список неблагонадежных партнеров. Этот список пока пуст.

Мнение: За

Валерий Домашенко,

генеральный директор дизайн-студии Invicta:

— Согласен. Все зависит от цены вопроса. В конце концов побеждает тот, кто стал миллионером. Честная конкуренция может быть в случае, когда нечестный поступок принесет меньше прибыли, чем честный. Есть законы морали, по которым человек воспитан. Но при определенной сумме любая мораль теряет свою ценность. В бизнесе часто действует принцип «цель оправдывает средства». В борьбе за выживание цивилизованные принципы рушатся, и все возвращается к джунглям.

Самое значительное изобретение в этом смысле — ситуативная этика. Любое действие этично или нет в зависимости от конкретной ситуации. Можно вернуть деньги клиенту, который не прав, если это значительно дешевле скандала. Нам в работе иногда приходилось идти на демпинг — нечестный по отношению к конкурентам ход, если компания была в тяжелой ситуации, нужны были деньги для важного проекта.

Когда конкуренты прижимают тебя, встаешь перед выбором: совершить нечестный поступок или потерять бизнес (для бизнесмена это часто значит потерять себя). Ответ на этот вопрос зависит от того, сможешь ли ты в будущем смириться со своим поступком.

На решение влияет множество факторов. Бизнес — это не только деньги. Недавно мне предложили сделать неэтичный с точки зрения конкуренции поступок, но я отказался, поскольку моя деловая репутация мне дороже.

В бизнесе сложно быть честным. Но, к примеру, для меня, для становления меня как лидера играть в открытую интереснее. Это требует больше сил, от этого становишься намного сильнее. А все виляния и нечестные поступки в итоге обходятся дороже. Побеждает в бизнесе на самом деле не самый умный или хитрый, а самый волевой, тот, кто действует и движется.

Мнение: против

Павел Яковлев,

генеральный директор торговой сети «ДомКлимаt»:

— Честная конкуренция существует. Все дело в грамотной трактовке данного понятия. Ключевое слово здесь — «честность». Оно происходит от однокоренного «честь». Честная конкуренция — это действия любой уважающей себя компании или ее представителей в условиях конкурентной среды в соответствии с законами, деловой этикой и устоями общества.

Сложившиеся в нашей стране деловые устои и отсутствие нормальных законов задали свои правила рыночной конкуренции. Развитые страны обоснованно считают наш рынок нецивилизованным. Но нельзя отрицать тот факт, что он есть и живет по своим устоям. А если все игроки рынка играют по одним и тем же правилам — значит, они играют честно! А назвать нечестной борьбу, ведущуюся по одним и тем же правилам, нельзя.

Другое дело — принципиальная позиция каждого из нас. Субъекту бизнеса приходится делать вывод о том, какую деловую среду он выбирает. Честность должна начинаться с собственной личности и своего бизнеса. Если присутствует в моей шкале ценностей понятие чести, значит, будут вокруг меня клиенты и партнеры, которым не чужды эти понятия. А вот заниматься воровством и взяточничеством вокруг будут такие же воры и взяточники...