Указанным законом установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и рели
Указанным законом установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Если малое предприятие занимается несколькими видами деятельности, то отнесение его к какому-либо виду деятельности осуществляется по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Какой из названных показателей должен применяться (объем оборота — объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли решает предприятие самостоятельно. Выбранный показатель в течение отчетного года изменению не подлежит.
При определении численности предприятия необходимо учитывать численность работающих как на основном предприятии, так и в его подразделениях, не являющихся юридическими лицами, а также работников, работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству.
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного образца, регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
Вновь созданные малые предприятия, соответствующие указанным критериям, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительством объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), в первые два года деятельности с момента регистрации полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности, уплачивают налог на прибыль по пониженным ставкам в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от этих видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Если малые предприятия образованы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, то таким предприятиям эти льготы не предоставляются.
В случаях прекращения малыми предприятиями деятельности, в связи с которой им предоставлялись налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период их деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Поскольку с 1 января 1996 г. изменены критерии отнесения предприятий к малым, возникает вопрос, следует ли предоставлять льготы по налогу на прибыль предприятиям, имевшим эти льготы, если срок их действия не истек. По таким предприятиям сохраняются эти льготы до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий.
Малые предприятия, не имеющие налоговых льгот, установленных действующим законодательством, освобождены от уплаты авансовых взносов налога на прибыль. Уплачивают этот налог только по фактически полученной прибыли за соответствующий отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Указанный порядок освобождения от уплаты авансовых платежей с 1 января 1996 г. применяется только к тем малым предприятиям, которые в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-Ф3 относятся к малым предприятиям.
При этом следует учесть, что к малым предприятиям, освобожденным до 1 января 1996 г. от уплаты авансовых платежей, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, и не уплатившим эти платежи в 1 квартале текущего года, в связи с поздним доведением разъяснений по этому вопросу, не должны применяться санкции и взыматься процент за пользование банковским кредитом, установленным Центральным банком Российской Федерации.
Малые предприятия с предельной численностью (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 222-Ф3 налог на прибыль не уплачивают, а исчисляют единый налог с совокупного валового дохода или с валовой выручки по ставкам, установленным указанным законом.
Объектом обложения единым налогом организаций, в упрощенной системе налогообложения, считается совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, однако в любом случае определение объекта налогообложения производится исходя из фактических поступлений, полученных хозяйствующим субъектом от реализации за отчетный период товаров, работ, услуг, реализованного имущества и полученных внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
В перечень расходов не включены такие расходы, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме. Указанные в законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности), включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг.
Для субъекта малого предпринимательства, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащий зачислению:
— в федеральный бюджет — в размере 10 % от совокупного дохода;
— в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.
Если же объектом обложения принята валовая выручка, то ставки налога устанавливаются: в федеральный бюджет — в размере 3,33% от суммы валовой выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет по заявлению, подаваемому не позднее чем за месяц до начала очередного квартала.
Форма патента утверждена Государственной налоговой службой Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации. Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога организации, определенного на основе отчетных данных о доходах (выручке) организации.
налогообложения, учета и отчетности, Министерством финансов Российской Федерации разработана Книга учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций. Форма этой книги утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 1996 г. № 18 «О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности». Указанным Приказом определен порядок отражения в Книге хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Кроме того, в целях оказания помощи финансовым органам в поведении соответствующих мероприятий по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 15 марта 1996 г. № 27, в котором даны разъяснения отдельных положений закона при использовании его в практике применения.
Формы документов, необходимых для реализации Закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», сообщены налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 6 февраля 1996 г. № НП-6-02/77.
По материалам журнала «Бухгалтерский учет»
Для учета хозяйственных операций, осуществляемых субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему