За 2012 года объем рынка корпоративного бизнес-образования в Екатеринбурге вырос примерно на 28-30%. Таковы результаты исследования, проведенного специалистами компании IQ Events в начале 2013 года.
Между тем, сопоставимого роста цен в этом сегменте бизнес-образования не наблюдается. Эксперты связывают эту ситуацию тем, что период ощутимого роста, заданного импульсом посткризисного восстановления экономики, к 2013 году завершился, и с точки зрения ценовой политики рынок вышел на некоторое плато. При этом, несмотря на снижение темпов роста, спрос на обучение сотрудников со стороны бизнеса остается высоким. Однако меняется характер этого спроса, растет интерес к инструментам обучения, которые раньше применяли скорее как исключения.
«Собственники компаний ощущают, что задачи и темпы обучения теперь должны быть другими, востребовано не только знание предмета, но и, к примеру, развитие педагогических способностей обучающихся, - отмечает владелец компании «Менеджмент Апгрейд», финансист Алексей Зайцев. - Вплоть до того, что руководители обращаются к тренерам не с запросом «научи», а с запросом «развей навык самообучения» или «объясни человеку так, чтобы он мог научить других». Растет значение различных технологий оценки и донесения информации до аудитории».
«В рамках тренда одно из самых перспективных направлений сейчас - корпоративное обучение в форме образовательного консалтинга, - рассказывает руководитель Центра развития управленческих компетенций УрФУ Алла Ковтунова. - Роль обучающего (консультанта) в таком случае заключается в выработке методического подхода, позволяющего научить сотрудников управленческим технологиям. Команда предприятия, с учетом полученных инструментов, решает поставленную задачу. Фактически, фокус смещается с обучения решениям – к обучению технологиям выработки управленческих решений. Что гораздо сложнее, но гораздо эффективнее».
Правда, по словам самих клиентов, новым запросам готовы соответствовать далеко не все провайдеры. И это тоже снижает темпы роста рынка.
«Тот же образовательный консалтинг не может обойтись без оценки управленческого потенциала, - оценивает ситуацию руководитель отдела обучения персонала «LogoTek» Алена Демьянова. - Обычный ассесмент здесь не подходит, требуется куда более подходящая австрийская методика оценки CAPTain. Только есть серьезная проблема: в Екатеринбурге, если я правильно помню, по этой западной технологии может работать вообще только одна или максимум две компании, занимающиеся бизнес-обучением».
«У заказчиков есть деньги, но для их расходования на конкретный учебный проект нужно понимание его технологичности, - резюмирует финансовый директор компании АЛОСТ Кирилл Рощин. - Клиенты больше «копаются» в технологиях и методиках, и далеко не все продавцы бизнес-образования готовы к этому».
Текст: Андрей Попов