Показатели Москвы, Санкт-Петербурга и других миллионников сокращаются. Строительство ТЦ в небольших городах напротив - увеличивается. Их доля в объеме ввода 2012 г. впервые достигла 58%.
По предварительным данным в течение 2012 г. в России было введено порядка 1,5 млн кв. м качественных торговых площадей. Из них 7% – в Москве. Об этом «ДК» рассказала Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых центров компании Jones Lang LaSalle.
Динамика ввода качественных торговых площадей в России
Источник: Jones Lang LaSalle
Если в 2010 году доля столицы в общем объеме составляла 24%, то к этому году она сократилась до незначительного объема в 7%. Согласно предварительным подсчетам, отрицательная динамика объемов ввода в 2012 г. также наблюдалась в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. «На протяжении последних четырех лет общероссийский объем ввода качественных торговых центров колеблется на одном уровне, незначительно отклоняясь то в большую, то в меньшую сторону. Так, в 2011 г. на рынок вышло чуть менее 1,5 млн кв. м, в 2010 г. – 1,65 млн кв. м. Динамика показателя в каждом отдельном регионе гораздо более значительная. К примеру, объем ввода торговых центров в Москве в 2012 г. сократился почти на 20%, немногим превысив 100 тыс. кв. м», – отмечает г-жа Ключинская.
Региональное распределение объемов ввода качественных торговых площадей в России
Источник: Jones Lang LaSalle
«Устойчивый спрос на качественные торговые помещения постепенно начал перемещаться в города с населением менее миллиона человек. Как следствие, объем строительства и ввода новых ТЦ в небольших городах значительно вырос за последнее время», – продолжает Татьяна Ключинская. Так, по итогам 2012 г. он достиг 880 тыс. кв. м, увеличившись почти в половину – на 47%. Доля таких городов в структуре нового предложения достигла 58%.
«По нашим прогнозам, в 2013 г. объем ввода торговых объектов регионах с населением менее миллиона человек может достигнуть психологической отметки в 1 млн кв. м и даже перешагнуть ее. Девелопмент торговых центров в небольших городах имеет серьезную поддержку со стороны агрессивных региональных планов развития ритейлеров», – заключила г-жа Ключинская.