Меню

Обеспеченные россияне «включили» режим экономии

Российский средний класс, под определение которого подходят 10% граждан, подстроился под кризис и начал экономить вслед за менее обеспеченной частью населения.

К таким выводам пришли специалисты компании Ipsos Comcon, проведя исследование в 13 городах-миллионниках среди 2,5 человек - тех, кого по уровню материального благосостояния можно отнести к среднему классу. Эти респонденты имеют высокий личный доход: в Москве он начинается с 75 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге — с 65 тыс. руб., в других городах - от 55 тыс. руб.

Приоритетом для среднего класса России остаются путешествия, а вот покупка новых товаров длительного пользования постепенно утрачивает свою важность. Исследование показало, что в этом году на 8% снизилось количество обеспеченных россиян, которые хотят купить квартиру, и на 11% стало меньше тех, кто задумался о приобретении машины. Среди тех, кто все же решил обзавестись жильем или новым автомобилем, растет число тех, кто при наличии выбора останавливается на более дешевом варианте.

Исследователи выяснили, что обеспеченным россиянам все больше хочется стабильности: все меньше в среднем классе тех, кто хочет сменить работу или местожительства.

Изменились не только жизненные цели, но и потребительское поведение обеспеченных граждан России. Они сокращают свои расходы и ищут бюджетные товары, способные заменить привычные более дорогие. За два года кризиса на 8% упало число тех, кто покупает одежду дорогих брендов, а те, кто не отказался от таких покупок, совершают их через интернет-магазины, что также позволяет сэкономить.

29% респондентов перешли на одежду менее дорогих марок и столько же - отказались от поездок за рубеж. Стабильным остается число россиян среднего класса (43%), покупающих ювелирные изделия и зачастую использующих их как надежный инструмент для инвестиций. Три года назад число таких граждан было на 3% меньше.

Несмотря на сокращение расходов и изменившиеся предпочтения, лишь 19% обеспеченных россиян признались, что их затронул кризис, и они вынуждены тратить меньше, чем привыкли. Почти половина респондентов (45%) рассказала, что сбережения позволяют им сохранять прежний уровень потребления.

Между тем о снижении своей платежеспособности рассказали не только представители среднего класса. По результатам опроса ВЦИОМ, семьи с несовершеннолетними детьми и многодетные семьи пожаловалась, что перестали справляться с финансовыми обязательствами. Благосостояние ухудшилось в каждой второй семье с двумя и более детьми и почти в каждой семье, состоящей из четырех и более человек.

38% «простых» россиян рассказали, что финансовые проблемы мешают им совершать жизненно важные покупки (к примеру, лекарства), а также делать своевременные взносы по кредитам, оплачивать коммунальные счета и образовательные услуги.

30% респондентов, опрошенных ВЦИОМ, отказались от потребления товаров, услуг и развлечений, еще 22% находят подработку, выбирают работу с более высокой зарплатой или же начинают собственное дело.

О том, чтобы расширить подсобные хозяйства и тем самым обеспечить себя овощами и фруктами собственного производства, задумались 15% опрошенных. Также они готовы преодолевать кризис, разводя сельскохозяйственных животных и делая больше домашних заготовок.