Меню

Обезьяна за 9 лет обыграла крупнейшие паевые фонды. Ее портфель с 2008 г. вырос в 7,5 раз

Эксперимент 2008 г. показал, что случайный выбор акций оказался в полтора-два раза прибыльнее, чем у самых крупных и известных фондов. На этом сказалось и отсутствие издержек, присущих ПИФам.

Стоимость акций российских компаний, выбранных в 2008 г. обезьяной Лукерья в ходе финансового эксперимента, за 9 лет выросла в 7,5 раз, подсчитал бывший редактор журнала «Финанс» и партнер проекта Tim&Team Олег Анисимов. Первое время результаты наугад сформированного портфеля сравнивали с показателями профессиональных управляющих, а затем журнал закрылся, но сейчас г-н Анисимов решил подсчитать, что с ним произошло и признался, что шокирован: самые крупные и известные фонды акций показали вот такие результаты: 
 
  • ПИФ «Атон Пётр Столыпин» (тогда УК «ОФГ Инвест») — 5,1 раза (рост пая с 454,02 до 2334,77 рублей). 
  • ПИФ «Райффайзен Акции» — 3,9 раза (рост пая с 7192,63 до 28 056.03 рублей). 
  • ПИФ «Сбербанк Добрыня Никитич» (тогда под управлением УК «Тройка Диалог») — 3,5 раза (рост пая с даты эксперимента 17 декабря 2008 года по 6 марта 2018 года с 2876,43 до 9927,39 рублей). 
  • ПИФ «Уралсиб Первый» (тогда «Лукойл Фонд Первый» — 2,2 раза (рост пая с 5694,06 до 12 557,58 рублей).
 
Причина опережающего роста портфеля обезьяны не только в ее гениальном выборе, но и в отсутствии издержек ПИФов в самостоятельно сформированном портфеле. Так, пайщики «Петра Столыпина» каждый год платят за управление 4,2% от среднегодовой стоимости активов фонда, ПИФа «Уралсиб Первый» — 4%, независимо от того, вырос или упал рынок и пай. Кроме того, существует вознаграждение специализированному депозитарию, регистратору, аудиторской организации.
По сути, это налог на то, что человек не в состоянии открыть сам себе брокерский счёт и купить тех же акций с минимальными биржевыми комиссиями. На больших промежутках времени это может выливаться в сильное отставание от портфелей, формируемых самостоятельно, — указал г-н Анисимов.
Эксперимент происходил следующим образом: 17 декабря 2008 г. в театре «Уголок дедушки Дурова» обезьянка Лукерия выбрала 8 из 30 кубиков с надписями, обозначающими котирующиеся на Московской бирже акции. 8 акций были выбраны, чтобы соответствовать закону для паевых фондов, у которых один инструмент может занимать в портфеле не более 15%.
 
Спустя более чем 9 лет стоимость портфеля выглядит следующим образом. В качестве денежных средств учтены дивиденды, начисленные за все время. 
 
Схемы: Олег Анисимов
 
Похожий эксперимент провел один из богатейших инвесторов мира Уоррен Баффет. В 2007 г. он заключил пари с инвесторами из компании Protégé Partners, поспорив, что на горизонте в 10 лет выгоднее всего просто вкладываться в фондовый индекс широкого рынка S&P 500, которым нельзя управлять. Его оппоненты решили придумать хедж-фонды, куда бы они отбирали акции вручную). 
 
Еще в 2016 г. Баффет отметил. что доходность индексного фонда превысила 85%, а средняя доходность фондов профессиональных инвесторов составила только примерно 22%. По подсчетам Баффета, за девять лет менеджеры получили порядка 60% прибыли фондов. Вторая сторона признала поражение, но руководитель Protégé Partners Тед Сайдес указал, что прибыль инвесторов хедж-фондов обычно больше, чем у инвесторов индексных фондов, если рынок падает.