Меню

Обезьянка мгновенных удовольствий: как победить прокрастинацию, мешающую бизнесу

Прокрастинация – это не просто прикрытие собственной лени. Это сила, заставляющая откладывать важные дела до последнего момента. Прокрастинатор в коллективе может серьезно навредить бизнесу.

Тим Урбан, автор блога Wait But Why, рассказал, что такое прокрастинация на самом деле и как с ней можно бороться. По его словам, чтобы понять, что происходит в голове прокрастинатора, достаточно представить себе, что за штурвалом жизни того или иного индивида стоит разумный и организованный человек, однако руль у него то и дело вырывает «обезьянка мгновенных удовольствий». И вот человек, вместо того, чтобы заняться делами, начинает тратить время на всякие приятные бесполезности. Весь этот беспредел заканчивается, когда внезапно (обычно в последний момент перед дедлайном) появляется панический монстр, который прогоняет обезьянку и позволяет разумному существу спасти ситуацию.

Как правило, прокрастинаторы страдают от чувства вины за то, что постоянно откладывали важные дела, и это действительно мешает им жить. Возникает вопрос: как перестать прокрастинировать? Те, кому это не свойственно, скорее всего, скажут: «Просто перестать лениться», но не все так просто. Как замечает Урбан, это то же самое, что сказать человеку в депрессии перестать пребывать в апатичном состоянии. Или страдающему ожирением – просто перестать много есть. Ученые считают, что за прокрастинацией стоит нечто большее, чем просто лень. Об этом и о том, как все-таки можно ее побороть, пишет издание Washington Post.

1. Необходимо осознать, что «я в будущем» и «я в настоящем» – это один и тот же человек

Как считают некоторые психологи, прокрастинация связана с нашим восприятием времени и себя в связи с ним. Несмотря на то, что теоретически мы понимаем, что через неделю/месяц/год мы будем тем же человеком, кем являемся и сейчас, мы относимся к «себе в будущем» равнодушно. Именно поэтому мы откладываем решение проблемы, подсознательно сваливая ее на того, кому придется потом это разгребать. Только мы не понимаем до конца, что этим человеком будем мы же сами.

Эта теория подтверждается исследованием Хэла Хершфилда, психолога из Высшей школы управления имени Джона Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Участникам предложили представить себя в настоящем времени, себя в будущем (например, через 10 лет) и кого-нибудь из знаменитостей. Функциональная магнитно-резонансная томография показала, что во время мыслей о себе в будущем и о ком-то из звезд у человека активизируются одни и те же участки мозга, а при мыслях о себе в настоящем – другие.

Это дает нам возможность понять, как справиться с неподатливой привычкой прокрастинировать. Профессор Карлтонского университета (Канада) Тим Пичил считает, что сближение с образом «себя в будущем» поможет побороть эту привычку. Его исследование показало, что те, кто лучше представляет и чувствует себя через десять лет, меньше подвержены прокрастинации. Другой эксперимент Хершфилда доказал действенность этой теории. Участники, кому показывали их искусственно состаренные фотографии, решали отложить на старость в два раза большую сумму, чем те, кто таких снимков не видел.

2. Нужно перестать ждать музу

Мы слишком привыкли ждать подходящего настроения для выполнения той или иной работы. Это часто мешает, и в итоге все заканчивается тем, что мы сидим сложа руки в ожидании вдохновения. А нужно просто взять и начать хотя бы с элементарной мелочи. Например, открыть документ и записать в нем дату, если вы никак не можете начать писать важное письмо. Даже такая маленькая деталь может дать импульс к продолжению работы.

3. Стоит простить себя

Звучит очень романтично, однако, как показало исследования Пичила, те студенты, которые простили себе прокрастинацию перед одним экзаменом, действительно активнее готовились к следующему. Не стоит недооценивать негативное влияние постоянного чувства вины на нашу жизнь.

4. Надо перестать воспринимать прокрастинацию лишь как плохой тайм-менеджмент

Многие учителя или родители считают, что дети показывают плохие результаты просто потому, что не умеют правильно организовывать свое время. На самом деле, считает Пичил, тайм-менеджмент здесь ни при чем, а проблема состоит в том, что дети не умеют справиться со своими эмоциями, например, боятся начать сложную работу и поэтому откладывают ее. Как с этим справиться? Нужно с детства приучать их к тому, что задачи не всегда должны быть приятными и это нормально.

Перевод: Slon.ru