Меню

Облачные сервисы теснят «железо»

​Александр Губа, руководитель макрорегиона "Урал" компании "Манго Телеком" Николай Адеев, борт№1 компании Artsofte. Иллюстрация: компания "Манго Телеком" и компания Artsofte

Ухудшение экономической ситуации подстегнуло спрос на облачные технологии. Пришло ли время констатировать окончательную победу «облака» над «железом»?

По прогнозам компании IDC, среднегодовой темп роста «облаков» в 2016 г. составит более 50%. Одна из причин увеличения их популярности состоит в том, что облачные технологии – более бюджетная и быстрая альтернатива собственной ИТ-инфраструктуре. Александр Губа, руководитель макрорегиона Урал компании «Манго Телеком», и Николай Адеев, борт№1 компании Artsofte, рассказали, пришло ли время констатировать окончательную победу «облаков» над «железом», и в каких случаях все-таки надо строить собственную ИТ-инфраструктуру.

 

На ваш взгляд, справедливо ли утверждение о существовании прямой зависимости между ухудшением экономической конъюнктуры в стране и востребованностью облачных технологий? Можно ли сегодня констатировать, окончательную победу «облаков» над «железом»?

Александр Губа: Безусловно, росту спроса на облачные технологии поспособствовало ухудшение экономической ситуации. В сегодняшних условиях особенно ценное свойство «облаков» – возможность организовать ИТ-сервис любой необходимой функциональности без рискованных вложений в инфраструктуру и затрат на ее поддержку. Оплата по факту потребления ресурсов и легкая масштабируемость – дополнительные плюсы облачных технологий.

При этом об окончательной победе «облаков» над «железом» говорить пока рано. Правильнее сказать, что процент внедряемых решений, основанных на облачных технологиях, постоянно растет. И сейчас они составляют конкуренцию «железу» в тех областях, которые еще недавно «облакам» не доверяли. Например, даже крупные компании выносят в «облако» критически важные для бизнеса приложения – это бухгалтерия, телефония, управление взаимоотношениями с клиентами. А в такой сфере, как телефонная связь для малого бизнеса, облачные сервисы уже становятся стандартом.

Николай Адеев: На мой взгляд, утверждение о победе «облаков» над «железом» достаточно спорное. С одной стороны, все облачные сервисы призваны снижать затраты на IT-инфраструктуру, и кризис обязан подталкивать к их распространению, однако «хозяин ИТ-ландшафта» в среднем и крупном бизнесе в лице ИТ-директора не спешит пилить сук, на котором сидит, в виде бюджетов на сопровождение inhouse-систем и менять границы своего «ИТ-королевства». По крайней мере, так это часто выглядит. Основной драйвер коммерческих облачных сервисов – прогрессивный малый бизнес, потому что он более гибок с точки зрения использования всего нового. Можно ли утверждать что кризис увеличил количество таких компаний? Думаю нет, есть противоположная тенденция – на сокращение количества предприятий МСБ. Тем не менее, сегмент облачных продуктов растет. И прежде всего потому, что «облака» из чего-то новомодного и трендового, как это было пять лет назад, превращаются во что-то повседневное и привычное с нужным уровнем пользовательского интерфейса.

Я бы отметил не победу, но намечающийся перевес в сторону облачных специализированных\отраслевых сервисов.

 

За полтора года курс доллара к рублю вырос минимум в два раза. Можно ли сопоставить рост цен на облачные сервисы, ИТ-оборудование и ПО?

Александр Губа: Я могу сказать о нашей ценовой политике. Хотя за последний год мы пересмотрели тарифы на виртуальную АТС и Центр обработки вызовов, это не было связано с изменением валютных курсов. Мы в течение нескольких лет изучали запросы клиентов и профили потребления сервисов. И оптимизировали тарифные линейки так, чтобы любая компания могла выбрать пакет услуг, не переплачивая за ненужный функционал. Кстати, в результате появился и дешевый тариф виртуальной АТС, которого раньше не было.

Единственное, на что мы вынуждены повышать цены, это стоимость услуг связи по некоторым направлениям. Например, стоимость международных звонков связана с курсами валют, и наши партнеры – операторы международной связи – повысили тарифы. Мы сделали то же самое, но только для того, чтобы обеспечить рентабельность наших услуг. Абонентскую плату за сервисы в связи с ростом курса доллара мы не повышали.

Николай Адеев: Я не вижу прямой корреляции в стоимости saas-подписок от отечественных поставщиков с курсом рубля. Некоторые западные продукты даже приятно удивляют внутренним валютным курсом для российских резидентов – недавний пример инвойс за сервис skype for business. А вот оборудование и западные сервисы без рублевых тарифных планов, конечно, стали в 2- 2,5 раза менее доступны.

 

IT и телеком-услуги воспринимаются бизнесом не только как инструменты управления процессами, но и экономии средств – для многих компаний это остро актуально. За счет каких именно облачных сервисов бизнес может сократить затраты?

Александр Губа: Есть общие для всех облачных сервисов свойства, которые позволяют сократить расходы. Это отсутствие затрат на покупку, настройку и обслуживание оборудования, оплата в соответствии с объемом потребляемых услуг. Особенно заметной будет экономия в крупной распределенной компании, где значительные средства тратятся на поддержку отказоустойчивой распределенной инфраструктуры.

Есть и частные свойства тех или иных облачных сервисов. Например, у нас есть клиент – банк с федеральной сетью филиалов. Он экономит сотни тысяч рублей в месяц за счет бесплатной внутренней связи между подразделениями, которую обеспечивает виртуальная АТС. Отмечу, что облачные сервисы – это способ не только сэкономить, но и увеличить выручку за счет более эффективной организации процессов.

Николай Адеев: В первую очередь это касается инфраструктуры связи – почта, телефония, мессенджеры, ВКС. Затем можно выделить бизнес системы – CRM и платформы управления проектами. Мы сами активно внедряем и разрабатываем такой класс систем, и буквально на днях мы презентовали рынку совместное решение нашего продукта Profitbase и amoCRM для застройщиков (первая отраслевая адаптация amoCRM в России). Это полноценный облачный продукт для управления продажами недвижимости. Облачный продукт для рынка автобизнеса – Tradedealer уже облегчает жизнь более чем 30% автохолдингам из ТОП-100 в России.

 

Как выбрать поставщика облачных сервисов в условия, когда компаний много, а условия сотрудничества и цены у всех примерно одинаковые?

Николай Адеев: Отраслевых облачных решений немного, и все достаточно легко проверяется на trial-периодах, у большинства поставщиков они есть. А приживаемость решений общего характера легко определяет пользовательский опыт. Например, в команде Artsofte корпоративный мессенджер Slack прижился менее чем за месяц, вытеснив все остальные, ранее внедренные решения этого класса.  

Александр Губа: Непрерывность бизнес-процессов клиента зависит от того, насколько хорошо поставщик обеспечивает доступность и бесперебойность работы облачных сервисов. Поэтому предпочтение лучше отдавать надежным компаниям, которые давно на рынке, у которых много клиентов. Еще важно, чтобы сервис интегрировался с другими бизнес-приложениями и постоянно развивался. Ведь остаться в какой-то момент с работающей, но безнадежно устаревшей и «отдельно стоящей» системой, на которую завязаны ключевые бизнес процессы, – не очень привлекательная перспектива.

 

В каких случаях все-таки стоит инвестировать в построение собственной ИТ-инфраструктуры?

Николай Адеев: Только в случае реализации очень специфической бизнес-логики или отсутствия возможностей интеграции облачного продукта с другими системами. Но даже при наличии сложной индивидуальной бизнес-логики можно грамотно проектировать ИТ-ландшафт с интегрированными между собой облачными и inhouse- решениями.

Александр Губа: Такие вложения оправданы, если компания хочет иметь полный контроль над каким-либо ИТ-сервисом и развивать его собственными силами. Например, если бизнес хочет сделать из этого конкурентное преимущество. При этом нужно быть готовым к серьезным трудовым и финансовым затратам. Такая ситуация встречается не слишком часто. По большей же части поддержка собственной инфраструктуры оправдана для компаний, у которых она уже есть. И даже в этом случае при обновлении и развитии ИТ-систем часть сервисов нередко выносится в «облака».