Ухудшение экономической ситуации подстегнуло спрос на облачные технологии. Пришло ли время констатировать окончательную победу «облака» над «железом»?
По прогнозам компании IDC, среднегодовой темп роста «облаков» в 2016 г. составит более 50%. Одна из причин увеличения их популярности состоит в том, что облачные технологии – более бюджетная и быстрая альтернатива собственной ИТ-инфраструктуре. Александр Губа, руководитель макрорегиона Урал компании «Манго Телеком», и Николай Адеев, борт№1 компании Artsofte, рассказали, пришло ли время констатировать окончательную победу «облаков» над «железом», и в каких случаях все-таки надо строить собственную ИТ-инфраструктуру.
На ваш взгляд, справедливо ли утверждение о существовании прямой зависимости между ухудшением экономической конъюнктуры в стране и востребованностью облачных технологий? Можно ли сегодня констатировать, окончательную победу «облаков» над «железом»?
При этом об окончательной победе «облаков» над «железом» говорить пока рано. Правильнее сказать, что процент внедряемых решений, основанных на облачных технологиях, постоянно растет. И сейчас они составляют конкуренцию «железу» в тех областях, которые еще недавно «облакам» не доверяли. Например, даже крупные компании выносят в «облако» критически важные для бизнеса приложения – это бухгалтерия, телефония, управление взаимоотношениями с клиентами. А в такой сфере, как телефонная связь для малого бизнеса, облачные сервисы уже становятся стандартом.
Я бы отметил не победу, но намечающийся перевес в сторону облачных специализированных\отраслевых сервисов.
За полтора года курс доллара к рублю вырос минимум в два раза. Можно ли сопоставить рост цен на облачные сервисы, ИТ-оборудование и ПО?
Александр Губа: Я могу сказать о нашей ценовой политике. Хотя за последний год мы пересмотрели тарифы на виртуальную АТС и Центр обработки вызовов, это не было связано с изменением валютных курсов. Мы в течение нескольких лет изучали запросы клиентов и профили потребления сервисов. И оптимизировали тарифные линейки так, чтобы любая компания могла выбрать пакет услуг, не переплачивая за ненужный функционал. Кстати, в результате появился и дешевый тариф виртуальной АТС, которого раньше не было.
Единственное, на что мы вынуждены повышать цены, это стоимость услуг связи по некоторым направлениям. Например, стоимость международных звонков связана с курсами валют, и наши партнеры – операторы международной связи – повысили тарифы. Мы сделали то же самое, но только для того, чтобы обеспечить рентабельность наших услуг. Абонентскую плату за сервисы в связи с ростом курса доллара мы не повышали.
Николай Адеев: Я не вижу прямой корреляции в стоимости saas-подписок от отечественных поставщиков с курсом рубля. Некоторые западные продукты даже приятно удивляют внутренним валютным курсом для российских резидентов – недавний пример инвойс за сервис skype for business. А вот оборудование и западные сервисы без рублевых тарифных планов, конечно, стали в 2- 2,5 раза менее доступны.
IT и телеком-услуги воспринимаются бизнесом не только как инструменты управления процессами, но и экономии средств – для многих компаний это остро актуально. За счет каких именно облачных сервисов бизнес может сократить затраты?
Александр Губа: Есть общие для всех облачных сервисов свойства, которые позволяют сократить расходы. Это отсутствие затрат на покупку, настройку и обслуживание оборудования, оплата в соответствии с объемом потребляемых услуг. Особенно заметной будет экономия в крупной распределенной компании, где значительные средства тратятся на поддержку отказоустойчивой распределенной инфраструктуры.
Есть и частные свойства тех или иных облачных сервисов. Например, у нас есть клиент – банк с федеральной сетью филиалов. Он экономит сотни тысяч рублей в месяц за счет бесплатной внутренней связи между подразделениями, которую обеспечивает виртуальная АТС. Отмечу, что облачные сервисы – это способ не только сэкономить, но и увеличить выручку за счет более эффективной организации процессов.
Николай Адеев: В первую очередь это касается инфраструктуры связи – почта, телефония, мессенджеры, ВКС. Затем можно выделить бизнес системы – CRM и платформы управления проектами. Мы сами активно внедряем и разрабатываем такой класс систем, и буквально на днях мы презентовали рынку совместное решение нашего продукта Profitbase и amoCRM для застройщиков (первая отраслевая адаптация amoCRM в России). Это полноценный облачный продукт для управления продажами недвижимости. Облачный продукт для рынка автобизнеса – Tradedealer уже облегчает жизнь более чем 30% автохолдингам из ТОП-100 в России.
Как выбрать поставщика облачных сервисов в условия, когда компаний много, а условия сотрудничества и цены у всех примерно одинаковые?
Николай Адеев: Отраслевых облачных решений немного, и все достаточно легко проверяется на trial-периодах, у большинства поставщиков они есть. А приживаемость решений общего характера легко определяет пользовательский опыт. Например, в команде Artsofte корпоративный мессенджер Slack прижился менее чем за месяц, вытеснив все остальные, ранее внедренные решения этого класса.
Александр Губа: Непрерывность бизнес-процессов клиента зависит от того, насколько хорошо поставщик обеспечивает доступность и бесперебойность работы облачных сервисов. Поэтому предпочтение лучше отдавать надежным компаниям, которые давно на рынке, у которых много клиентов. Еще важно, чтобы сервис интегрировался с другими бизнес-приложениями и постоянно развивался. Ведь остаться в какой-то момент с работающей, но безнадежно устаревшей и «отдельно стоящей» системой, на которую завязаны ключевые бизнес процессы, – не очень привлекательная перспектива.
В каких случаях все-таки стоит инвестировать в построение собственной ИТ-инфраструктуры?
Николай Адеев: Только в случае реализации очень специфической бизнес-логики или отсутствия возможностей интеграции облачного продукта с другими системами. Но даже при наличии сложной индивидуальной бизнес-логики можно грамотно проектировать ИТ-ландшафт с интегрированными между собой облачными и inhouse- решениями.
Александр Губа: Такие вложения оправданы, если компания хочет иметь полный контроль над каким-либо ИТ-сервисом и развивать его собственными силами. Например, если бизнес хочет сделать из этого конкурентное преимущество. При этом нужно быть готовым к серьезным трудовым и финансовым затратам. Такая ситуация встречается не слишком часто. По большей же части поддержка собственной инфраструктуры оправдана для компаний, у которых она уже есть. И даже в этом случае при обновлении и развитии ИТ-систем часть сервисов нередко выносится в «облака».