Комисия Федеральной антимонопольной службы РФ признала Министерство здравохранения Свердловской области нарушившим части 1, 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренци».
Нарушение закона выразилось в издании министерством приказа от 18.11.2008 № 2038-п «О порядке проведения контроля качества лекарственных средств на территории Свердловской области», который может создать необоснованное препятствование осуществлению деятельности компаниями. К такому выводу пришла Комиссия ФАС России, так как приказ устанавливает не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам и ограничения их прав на продажу и покупку товаров. Также согласно приказу ГБУЗ СО «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» наделяется функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Дело в отношении Минздрава Свердловской области ФАС России возбудила 1 августа 2011 г. по обращениям, поступившим в ФАС России от Союза профессиональных фармацевтических организаций и ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД». В обращениях сообщалось о наличии в Свердловской области так называемого «входного контроля» качества лекарственных средств. В результате т.н. «входного контроля» оптовые поставщики лекарственных средств были вынуждены представлять Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» образцы лекарственных средств, ввозимых на территорию Свердловской области, на экспертизу качества в целях регистрации в базе данных Единой информационно-поисковой системы.
На основании проведенных «экспертиз» сериям лекарственных средств присваивались региональные номера, которые служили основанием для возможности оборота таких лекарственных средств на территории Свердловской области, поскольку аптеки и лечебно-профилактические учреждения под разными предлогами прямо или косвенно отказывались приобретать у оптовых поставщиков лекарственные средства, не имеющие «региональных номеров» качества. Это привело к тому, что оптовые поставщики несли дополнительные затраты, что в свою очередь приводило к увеличению отпускных цен лекарственных средств. Так, в результате «входного контроля» прямые убытки шести крупнейших российских компаний, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами (СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ, АПТЕКА-ХОЛДИНГ, РОСТА, Катрен, ПРОТЕК и Биотэк), в 2010 г. составили 7,8 млн. руб.
В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России учла официальное заключение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) о неправомерности приказа Свердловского Минздрава.
Решение и предписание ФАС России в отношении Минздрава Свердловской области по факту нарушения направлены на отмену упомянутого антиконкурентного приказа.