Объявить себя банкротом можно не только для защиты от долговой нагрузки, но и чтобы не рассчитываться по обязательствам перед банками. Последние просят законодательно решить проблему.
Проблема уклонения от выплаты долгов через персональное банкротство стала настолько актуальной, что банки выступили за «пересмотр и усиление ответственности недобросовестных должников в процедуре банкротства», пишет РБК. Так, банки просят расширить список оснований, которые не освобождают граждан от долгов. Между тем в ситуации частично виноваты и сами кредитные организации, которых при оформлении кредита устраивал неофициальный доход заемщика.
Граждане уклоняются от выплат по кредитам следующим образом. Получив деньги, они инициируют процедуру банкротства, предварительно переведя свои активы на других лиц и скрыв имущество, чтобы его не изъял суд. Причем это становится ясно уже после банкротства, когда у граждан вдруг появляются деньги на дорогие покупки. Банки пытаются привлекать таких заемщиков к ответственности по статье 195 УК РФ «неправомерные действия при банкротстве», но сроки расследования и суда превышают сроки процедуры банкротства. Поэтому запретить должнику объявление несостоятельным из-за вступившего в силу судебного акта за неправомерные действия нельзя.
Суд принимает заявление о признании гражданина банкротом, если его долги превышают 500 тыс. руб., и он не расплачивается по ним три месяца и более. Подать иск может как сам гражданин, так и кредиторы, а также госорганы, например, налоговая. Целью закона о персональном банкротстве было защитить россиян, оказавшихся в сложной ситуации, которые не могли платить по кредиту. Но на практике процедурой банкротства пользуются граждане, у которые есть средства для оплаты юристов.
«С учетом расходов на судебные издержки банкротство превращается в способ избавления от долгов для состоятельных людей», — сказала РБК партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.
Решать проблему недобросовестных заемщиков, объявляющих о банкротстве, пока не готов ни ЦБ, ни профильное, по его мнению, Минэкономразвития.