Ритейл-парк появится весной 2006 г. — заявил «ДК» Игорь Суханов, генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт». Тематика — строительные, отделочные материалы, мебель и предметы интерьера. «Особенность
Ритейл-парк появится весной 2006 г. — заявил «ДК» Игорь Суханов, генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт». Тематика — строительные, отделочные материалы, мебель и предметы интерьера. «Особенность нового для России формата (в стране существует только один ритейл-парк — в Москве на Варшавском шоссе) заключается в том, что парк формируется как торговый город, состоящий из отдельных центров различной площади, каждый из которых специализируется на конкретной товарной группе», — пояснил г-н Суханов. Часть арендаторов нынешнего рыночного комплекса, которые сегодня занимаются малоформатной торговлей, перейдут в гипермаркет «1000 мелочей», который разместится на территории парка.
Всего в текущем году на пространстве, прилегающем к Новокольцовской федеральной трассе, группа компаний планирует построить 12 ТЦ площадью около 20 тыс. кв. м каждый. Общая площадь ритейл-парка, согласно стратегическому плану, составит примерно 200 тыс. кв. м (для сравнения: нынешняя занимает около 25 тыс. кв. м, всего в собственности ГК «Оборонснабсбыт» находится 25 га земли).
Логистические потребности арендаторов компания намерена обеспечивать за счет собственной складской базы, находящейся рядом с торговым комплексом. Сегодня ГК владеет складами класса B, C и D (20 тыс. кв. м). В ближайшее время намерена построить терминал класса А. «Оборонснабсбыт» также предоставляет арендаторам офисные помещения.
В ритейл-парке появится мебельная «улица», включающая восемь торговых центров (1,5-2 тыс кв. м каждый) плюс 1-2 гипермаркета по 10 тыс. кв. м. В 2006 г. четыре площадки первой очереди застройки получат Дом краски, Дом обоев, Дом инструментов, Дом сантехники. Уже сейчас работают 2 ТЦ по тематике напольных покрытий. «Товарные группы и их операторов мы выбираем на основании товарных матриц, обеспечивающих сбалансированность ассортимента ритейл-парка, — подчеркнул Игорь Суханов. — Примерно с 60% арендаторов новых площадок мы уже подписали протоколы о намерениях».
По мнению Ольги Поповой, начальника отдела маркетинга и рекламы компании «Трест СКМ» (сеть магазинов «СуперСтрой», сеть строительных гипермаркетов «СтройАрсенал»), переформатирование оптовых рынков в торговые комплексы — это распространенная тенденция. Но, считает она, для покупателя неудобно, когда весь ассортимент сосредоточен в одном месте — слишком много времени приходится тратить на выбор товара. «С точки зрения продавца, проект «торгового города» не будет особо рентабельным, поскольку не каждый квадратный метр площадей будет приносить прибыль — слишком много земли придется использовать под инфраструктурные объекты», — добавляет г-жа Попова. Кроме того, по ее наблюдениям, для столь крупного ТК неизбежно повторение части ассортимента.
ГК «Оборонснабсбыт», внедряя новый формат, уповает на беспрецедентную для города широту ассортимента, представленную лидерами рынка и сосредоточенную в одном месте. «Сегодня основная масса предложений по строительно-отделочным материалам — это либо разбросанные по всему городу магазины, которые специализируются на одной товарной группе, либо строительные гипермаркеты, стремящиеся к усреднению ассортимента и предлагающие товары категории do it yourself («сделай сам»). Гипермаркет не предусматривает возможности широкого выбора в рамках одной товарной группы», — утверждает Игорь Суханов.
«Не думаю, что ритейл-парк оттянет у нас значительный процент потребителей, — полагает г-жа Попова. — Во-первых, мы обладаем преимуществом сетевого формата — магазины разбросаны по всему городу. А согласно всем исследованиям, большинство покупателей выбирает магазины, которые находятся в 20 минутах езды на машине от дома. У «Оборонснабсбыта» в таком случае невыгодное месторасположение». Во-вторых, уверена она, формат ритейл-парка сильнее ударит по магазинам «у дома», которые специализируются только на одной товарной группе.
Минус «паркового» комплекса, по мнению г-жи Поповой, в низкой управляемости и огромном количестве арендаторов: «Такому гиганту сложно удерживать общий имидж, сохранять гибкость. Например, если девелопер захочет повысить уровень сервиса, он не сможет обязать к этому всех арендаторов». А складские мощности, прогнозирует она, скоро перестанут быть ключевым звеном для крупных торговых площадок: в столице уже начинают переходить на кросс-докинг (СЛОВАРЬ), при котором надобность во внушительном объеме складов отпадает.
По словам генерального директора ГК «Оборонснабсбыт», линия мебельных ТЦ, открытие которых запланировано на лето, станет одной из крупных в Екатеринбурге розничных торговых площадок и будет конкурировать в том числе и с IKEA. Мебельная линия и весь ритейл-парк будут ориентированы на формат дискаунтера. «В качестве арендаторов мы отбираем нишевых лидеров — им предоставляем качественное торговое пространство в раскрученном торговом комплексе, ГК «Оборонснабсбыт» выступает в роли девелопера. Получая от нас эффективный девелопмент, инфраструктуру, высокий покупательский трафик, нишевые лидеры готовы работать в этом формате», — отметил Игорь Суханов. Причем в «Оборонснабсбыте» принципиально намерены поддерживать отечественных производителей.
В московском офисе IKEA дали понять, что не расценивают ритейл-парк как конкурента, поскольку он займет свою нишу. Алла Забровская, PR-менеджер IKEA Russian: «Формат наших магазинов имеет свои уникальные особенности. Товары демонстрируются в реальных интерьерах комнат и целых квартир, создана система самообслуживания. Очень часто люди приходят в салоны IKEA не только для того, чтобы приобрести конкретный товар, но и за бесплатными дизайнерскими решениями по оформлению интерьеров. Наш бренд — марка мирового уровня».
Как считает Александр Ольхов, директор мебельного центра «Галерея 11», основными потребителями «Оборонснабсбыта» останутся жители Свердловской области — в силу месторасположения торговой площадки и ценового формата. «Эта компания всегда отличалась агрессивной маркетинговой стратегией, но конкурировать с IKEA для них просто нереально».
Лариса Озорнина, директор мебельного центра «Полтинник», полагает, что за счет величины покупательского трафика и низких цен часть клиентуры мебельных центров перейдет к «Оборонснабсбыту». «В этом случае мы будем вынуждены усилить рекламную активность и внедрить новые методы удержания рынка», — подчеркнула она.
Актуальность проекта, уверены в ГК «Оборонснабсбыт», в том, что ритейл-парк четко специализирован. «В регионах нашей страны в позиционировании ТЦ закладывают следующую идею: что-то попродавать и как-то поразвлекать, — отмечает Игорь Суханов. — Но российский подход к обустройству жилищ достаточно серьезен. Проведенный нами анализ показал: покупать в ТРЦ строительно-отделочные материалы клиент не всегда готов». Стратегия развития отрасли торгового девелопмента будет завязана на четком позиционировании и специализации на торговле — убежден г-н Суханов.
СЛОВАРЬ Кросс-докинг (от англ. cross-docking) — перегрузка (расконсолидация или консолидация) палетированных грузов из автомобиля в автомобиль, исключающая хранение товара на складе.