Меню

«Обращайтесь с гиперактивным ребенком как с хрустальной вазой» — директор школы «Согласие»

«На детей-катастроф нельзя повышать голос, даже если ваше терпение на исходе — их следует убеждать или уговаривать». Колонка Ирины Нагибиной для DK.RU

Ирина Нагибина, директор сети школ и детских садов «Согласие»:

— Гиперактивных детей, которых иногда называют «дети-катастрофы», становится все больше и больше. Нарушения функций центральной нервной системы мешают таким детям концентрировать и удерживать внимание, они расторможены, непоседливы, часто – непослушны. Папы и мамы вынуждены к ним приспосабливаться. Сложность еще и в том, что многие родители считают гиперактивность выдумкой психологов. В наше время, говорят они, о таких проблемах никто не слышал: в школах была железная дисциплина, а педагоги не пытались перекладывать свою ответственность на родителей.

Отчасти это правда. Молодежные организации (октябрята, пионеры, комсомольцы) помогали объединять школьников и занимать их полезными делами, в том числе, сбором макулатуры и металлолома. Детей учили трудиться. Если отбросить идеологическую составляющую, в такой работе было много полезного.

Сейчас школа почти не занимается воспитанием детей – во многом из-за того, что учителя пишут много отчетов, не оставляющих им ни одной свободной минуты.

Но главное в другом. Если в 70-80 гг. дети проводили много времени во дворе, играя в командные и сюжетно-ролевые игры, где им приходилось распределять обязанности, договариваться и учитывать взаимные интересы, то сегодня их сверстники сидят по домам – один на один с компьютером. Друзья, которые к ним приходят, тоже включают гаджеты – бывает так, что каждый играет в свою игру.

Другая причина, на мой взгляд, в том, что родители стремятся вырастить из своих детей интеллектуалов, хотя было бы полезнее развивать их эмоционально и физически. С двух-трех лет малышей отдают на образовательные курсы и в школы развития, с пяти-шести – учат иностранным языкам и технике быстрого чтения, приносящего только вред (ребенок должен учиться читать по слогам и понимать смысл). Плюс разные кружки и секции. И в будни, и по выходным маленькие дети испытывают чрезмерную нагрузку – мамы с трудом успевают возить их с одного конца города на другой. Из-за хронической занятости страдает режим дня, а для малышей режим архиважен. Им нужен четкий распорядок игр, отдыха, сна и приема пищи, спокойное общение. Особенно это касается малоусидчивых гиперактивных детей, которым трудно сосредоточиться. Но основные проблемы возникают, когда такие дети приходят в школу. 

Обычно родители стараются определить своего ребенка в гимназию, где требования к подготовке учеников выше, чем в обычной средней школе. Гиперактивным детям там некомфортно – уже потому, что каждый из них требует отдельного подхода.

Хороший учитель знает: гиперактивному ребенку тяжело высидеть 45 минут, долго заниматься одним и тем же он не может. Значит, нужны паузы, чтобы переключать внимание школьника с одного занятия на другое. Ему полезно встать с места и немного подвигаться: «Сходи, намочи тряпку – вытри с доски – раздай тетрадки». Если этого не учитывать, дети-катастрофы начнут отвлекать товарищей, шуметь, разговаривать или просто хулиганить. Какой будет реакция учителя, если в классе – 30 человек, и до звонка нужно все успеть? Десять к одному – он просто напишет в дневнике замечание: «Безобразное поведение на уроке». Ничего страшного, если это случилось один-два раза, но такие ситуации будут повторяться изо дня в день. Закончится все плохо: ребенок станет успевать все хуже, потеряет интерес к учебе, и его родителям скажут: ваш сын (ваша дочь) не справляется с программой гимназии – ищите другую школу.

Чем можно помочь родителям? Три простых совета.

Первый – если ваш ребенок гиперактивен, обращаться с ним нужно бережно, как с хрустальной вазой: строгий распорядок дня, полноценный сон и спокойное доброжелательное общение. На детей-катастроф нельзя повышать голос – даже если ваше терпение на исходе, их следует убеждать (или уговаривать). Шумных компаний, где много незнакомых людей, желательно избегать. Самоконтролю ребенка может научить нейропсихолог – его помощь наверняка потребуется.

Второй совет – гиперактивных детей лучше отдавать в школу на год позже, чем на год раньше, а воспитывать усидчивость желательно с детского сада. Без участия родителей из этого ничего не выйдет.

Третий совет – не стоит определять гиперактивных детей в гимназии и частные школы, ориентированные на интенсивное обучение. Учебное заведение, которое им подойдет, может не занимать верхних строчек в рейтингах.

Главное – хороший педагог начальных классов (нужную информацию можно найти в интернете – на форумах, где мамы и папы делятся опытом). Поиск ведите заблаговременно.

Домашнее или семейное образование в разных формах, которое становится все более популярным (дистанционное обучение, интернет-уроки) для гиперактивных детей нежелательно – помимо знаний ребенку необходима социализация.

И самое главное – никакой интернет не заменит вашему ребенку живого общения. Не давайте ему проводить много времени за компьютером. Если заинтересовать ребенка учебой, к старшим классам он станет самостоятельным и выберет школу с более высоким уровнем подготовки.