Меню

«Образование мало кому интересно. Все говорят «надо», но нет рынка, денег, клиентов»

Иллюстрация: личная страница в Facebook

Никакого образовательного бума нет, уверен владелец образовательного проекта Дмитрий Волошин. Обучение — это по-прежнему обмен денег на бумажки со штампами, сами знания никого не интересуют.

Дмитрий Волошин, сооснователь и владелец проекта «OTUS. Онлайн-образование», на странице в Facebook рассказал о проблемах современного образования «для взрослых».

В общем, образование мало кому интересно. Хотя почему удивляюсь? Это как бухгалтерия, например. Сложно себе представить бухгалтера, который сидит и переживает: мол, никому нет дела до сторнирования. Ну да, это так, если ты не сторнируешь с кровью и спецвыпуском на «Первом канале», то нафиг твоя бухгалтерия. Хотя без нее никуда, без нее только в тюрьму за неуплату налогов.

Также и с образованием. То есть все говорят — надо, все говорят life long learning, и вот это все. На деле нет рынка, нет денег, нет квалифицированных клиентов. На деле «давай через год решим» или «нашей компании интересен агил». И есть небольшая тусовочка возрастных образованцев, которая перекрестно опыляет себя сказками. Хотя никто не спорит, что без образования никуда. Кадры же решают все. Правда?

Корпоративное образование. Дивный мир царства бога Гандапаса. Обучение сотрудников проходит по двум принципам: начальство заказало и «не более 1000 рублей в год на голову». Персональные образовательные траектории? Не, не слышали. Оценка качества обучения? А зачем, нам провайдер дешевле предложил. И откаты, откаты. Зато как всколыхнется этот мир, когда на него обратит внимание директор. Так бывает только в эпоху компанейщин. Что у нас на повестке? Цифровизация? О, понеслась рубаха рваться. Срочно, за три дня, надо курс по цифровой трансформации всего. Что значит куда трансформации? Мы не в курсе, да это и не важно. Главный сказал, что все должны обучиться. Как один! Поэтому за любые деньги, но срочно. Мы вам потом заплатим, у нас же тендеры, то-се. Через год. По суду. Правда?

Высшее образование. Мир КЦП и продажи дипломов плохо говорящим на русском языке людям. После мрачных 90-х система высшего образования фактически разрушена. А по-другому и не бывает, если заставить людей определенного склада зарабатывать деньги. Они не умеют, да им и противно. А жить как-то надо?

Внезапно университеты стали ООО, внезапно перестали платить такую небольшую, но приятную зарплату. И пришли хозяйственники, бизнесмены. Создание лабораторий стало проектом со сроком окупаемости в полгода. Запуск новой программы сродни открытию палатки под окном. Студенты стали контингентом, мешочками с деньгами на ножках. Оценка уровня знаний превратилась в формальность, ну кто же сокращает кормовую базу? Преподаватели начитывают материал в трех-пяти вузах сразу. Особо ушлые эксплуатируют студентов в частных личных лавочках. Правда?

Рынок дополнительного образования. Чудесный мир гарантированного трудоустройства, ломовых скидок и рассрочек. Не счесть компаний, обещающих научить строить ядерный реактор за три дня с нуля. Каждая первая после этого устраивает старшим научным сотрудником в ЦЕРН. И, что характерно, все это стоит 3999 рублей, если оплатить до 12 марта 2021 года. И ведь идут! Косяком, как на нерест! Огромными толпами, будущие программисты, экономисты, дизайнеры, архитекторы. Потому что дешево и корочку дают. И не напрягают всякими занятиями и домашками. Не напрягают тестами и отчислениями. Не напрягают рейтингами и проектами. Правда?

Реальные знания? Навыки? Да кому они нужны в условиях общей профанации. Нас так учили в школе, нас так учили в вузе, нас так учат на работе, и мы сами так учимся. Роль образования — не подготовка нового человека новых свойств, не обновление компетенций, даже не социализация или развитие личности.

Роль образования сейчас — штампование бесчисленных бумажек. Бумажка-диплом стократ мощнее фактического понимания сути написанного в нем. И поэтому мало кому интересно образование. Ведь мы все понимаем, мы все чувствуем, что мало интересного есть в процессе, генерирующем только бумагу. Ну разве только деньги. Да вот и рынка уже почти нет. Он тоже такой, бумажный.

Теги: мнение