Меню

Образование на БЕГУ

Начитавшись в детстве Гельвеция, призывавшего реформировать неугодное общество путем образования и воспитания детей, я решил сделать шаг дальше — начал учить будущих преподавателей. Я семь лет прор

Затеяв эксперимент на $5 млрд, государство сделало ставку на проигрыш.

Начитавшись в детстве Гельвеция, призывавшего реформировать неугодное общество путем образования и воспитания детей, я решил сделать шаг дальше — начал учить будущих преподавателей. Я семь лет проработал в этой сфере на управленческих должностях и убедился: у государства есть четко осознанная и последовательно претворяемая в жизнь политика уничтожения образования. Нам не нужны образованные люди. Повторяю, это не чья-то глупость, это осознанная КАЖДЫМ чиновником политика. Директивы идут из Москвы, но мы-то их c радостью исполняем!

Теперь ректоры УрГУ и УПИ — Владимир Третьяков и Станислав Набойченко — взялись пробивать новый проект: БЕГУ — Большой евразийский госуниверситет. Пишут: «Образовательное учреждение разместится в районе озера Шарташ на 1,5 тыс. га. БЕГУ объединит Уральский государственный университет, Уральский политехнический институт, Архитектурный институт, Институт путей сообщения и, возможно, Мединститут.

Строительство первой очереди, рассчитанной на обучение 100 тыс. студентов, займет около 10 лет. Вторая очередь, на которую потратят еще 10 лет, добавит еще 250 тыс. чел. Площадь вуза составит 1 млн 200 тыс. квадратных метров. Для сравнения — сегодня общая площадь высших учебных заведений города составляет 720 тыс. квадратных метров. Стоимость проекта предварительно оценивается в $5 млрд».

Плюсы такого укрупнения. Это рентабельный политический проект. О нем уже доложили господину Во-Пу. Воплощение замысла — не главное. Если удастся получить деньги, пусть не $5 млрд, а, скажем, миллиончиков 10, то ответственным за их распределение можно тихо уйти на пенсию (впрочем, это я глупость сморозил — аппетит приходит во время еды). Очевидны выгоды для чиновника: меньше расходов на инфраструктуру, проще централизовать процессы. «Мы создаем новый университет со всеми специальностями, которые сегодня есть в городе, и потому все нынешние вузы должны будут исчезнуть. Строить еще один университет наряду с 17 государственными вузами никто не станет» — это слова Владимира Третьякова.

А есть ли минусы у тоталитарной образовательной концепции? Во-первых, существует простой закон системотехники: уменьшение разнообразия обедняет систему. То есть чем меньше конкуренции среди вузов, тем меньше у них стимулов давать более качественное образование. А монополизм в отдельно взятом городе закономерно приводит к стагнации. Ведь учат нас сексологи: больше — отнюдь не значит лучше.

Во-вторых, как быть с научными школами, сложившимися на разных кафедрах вузов? Система, управляемая из единого бюрократического центра, приоритетными выберет лишь несколько научных течений и избавится от противоположных им. Если преподавание будет единообразным, «под одну гребенку», как развить у студента способность мыслить, критически относиться к различным научным теориям? По-моему, воспитание такого способа мышления — одна из главных отличительных черт университета от института или ПТУ. Я не прав?

В-третьих, как быть с преподавателями? По каким критериям будут отбирать ученых, когда придется сокращать кафедры? По возрасту? Если старый, то уходи? Или кто кого перекричит? А куда остальных — тех, кто принадлежит к другому научному направлению или просто «не приглянулся» новому коллективу? Лес валить? Или в сетевой маркетинг?

В-четвертых. Будет ли слияние неравновесных по количественному составу вузов демократичным? Или все вузы должны будут присоединиться к УПИ? Но ведь университетское образование предполагает приоритетность гуманитарных наук: философии, социологии, филологии, истории. Будут ли студенты-БЕГУнцы изучать их в объеме университета? Не превратятся ли гуманитарные дисциплины в факультатив, как это практикуется сейчас во всех самопровозглашенных университетах: УПИ, Меде, Архе, Железке?

В-пятых, Владимир Третьяков сказал, что строиться будет не просто университет: «Большой евразийский государственный университет, проект которого родился уже давно, должен стать национальным университетом. Вузы города уже обосновали концепцию и создали некоторую нормативную базу. Можно сказать, что вся общественная работа по созданию национального вуза завершена». Так каким будет уральский национальный БЕГУ? Будут ли там учиться только уральцы или найдется место и для национальных меньшинств типа русских?

И наконец, в-шестых: презренный металл. Где же столько денег взять? Кто ж их даст? По словам ректоров свердловских вузов, идея Евразийского университета «сильно отдает маниловщиной». «Воплощение проекта потребует больших финансовых вложений, чем строительство «Стана-5000» в Нижнем Тагиле! Прежде чем делать громкие заявления, необходимо определиться с инвестором», — заявил Николай Косарев, ректор Уральского горно-геологического университета.

В нашем городе на потеху всему миру ставится новый социальный эксперимент. Сразу на всех вузах, без предварительной апробации, без расчета последствий. Вряд ли наше государство способно сразу выделить столько денег на ликвидацию Уральской научной школы. Уничтожать будут постепенно, помаленьку. Слава богу, Свердловской области не под силу будет выносить этого слишком крупного ребенка.

Что-то все равно изменится — инакомыслие-то искоренять надо? Надо! Какая же при свободе мнений может быть вертикаль власти? Так что все впереди, дорогие жители Нью-Васюков!