«В 2014 г. 8% семей, где супруги имеют высшее образование, жили за чертой бедности, 1,4% не хватало на еду. Семьи берут кредиты на вуз, хотя выпускники колледжей зарабатывают в 2 раза больше. Зачем?».
Оксана Селендеева, основатель Школы программирования для детей CODDY, рассказала Forbes, почему нет ничего страшного в отказе от высшего образования. Главное из колонки — в материале DK.RU.
В России высок престиж высшего образования. Сегодня 71,7% родителей мечтают, чтобы их дети учились в вузе, хотя в 90-х этого хотел только каждый второй. Люди ожидают, что высшее образование принесет благосостояние, но они ошибаются. Еще каких-то пять лет назад 8% семей, где оба супруга имеют высшее образование, жили за чертой бедности, а 1,4% не хватало даже на еду.
Удивительно, что на этом фоне рабочие специальности все еще недооцениваются в общественном сознании. Широко распространено мнение, что речь идет о неквалифицированном труде, за который мало платят. Однако это не так. К примеру, в Нефтеюганске HR-специалисту предлагают зарплату 30 тысяч рублей, кредитному брокеру — 35 тысяч рублей, управляющему магазина — 40 тысяч рублей. Но у представителей «ручного труда» оклады намного выше: электромонтажник — 57 тысяч рублей, сварщик — 67 тысяч рублей, машинист автокрана — 85 тысяч рублей. Подобная ситуация — во многих российских городах.
80% выпускников вузов имеют проблемы с трудоустройством: половину не берут на работу из-за отсутствия опыта, 12% не находят вакансий по специальности, а 5% не соглашаются на низкую оплату. Потратив 4-6 лет на учебу, молодые люди сталкиваются с теми же трудностями, что и выпускники школ — зарплаты низкие, без опыта не берут. Тогда как на производстве — кадровый голод. По данным HeadHunter, в этом году на каждую вакансию претендуют 11 топ-менеджеров, 8 юристов, 7 чиновников, но в сферах с трудовыми профессиями конкуренция намного ниже: производство — 4 кандидата на каждую вакансию, строительство — 3,9, рабочий персонал — вообще 2,3.
Так как же тогда ориентировать молодежь на профессиональное образование? Как бороться с предрассудками, дискредитирующими статус рабочих специальностей? Ответ лежит на поверхности — надо показывать детям преимущества такой работы еще в школе.
Но вместо этого в школе на них начинают давить учителя и родители и формируют стойкое убеждение, что без высшего образования у них нет будущего. И если в 12-14 лет в вуз хотят поступать только 60% школьников, то в 15-17 — таких уже 71%.
Школам необходимо сотрудничать с предприятиями — и не только с производством, но и с технологичными компаниями. И такое сотрудничество должно быть практическим: выездные занятия, экскурсии, реальные проекты. Однако школы не идут по пути профессионального обучения. На смену урокам труда, на которых мастерили табуретки и шили фартуки, пришли уроки «технологии». Во многих школах поменялось только название на более современное, суть остается той же.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам(ФГОС), предмет «технология» помогает учащимся «овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда ... и способами управления отдельными видами распространенной в быту техники». Обучение ведется по одному из направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии». Какое именно направление обычно выбирает школа, догадаться не трудно. И мы все так же обучаем детей домашнему труду вместо того, чтобы преподавать им робототехнику или 3D-моделирование.
Подобная ситуация с дефицитом рабочими кадров не только в России, но и в других странах. Так, в США больше всего растет спрос на специалистов низкой и средней квалификации, и из-за нехватки таких сотрудников оплата труда иногда превышает ставку «белых воротничков» линейных позиций. Исследователи Университета Джорджтаун насчитали примерно 13 млн вакансий без требований к высшему образованию, но с зарплатой свыше 35 тысяч долларов в год. И хотя за последние 30 лет объем таких предложений снизился на 12%, количество вакансий для «синих воротничков» с достойными зарплатами все еще высоко.
Проблему в США решают радикально — активно агитируют детей не поступать в вузы, а сразу идти работать после школы. Я наблюдала за этим зимой в штате Мичиган. Там школы тесно сотрудничают с предприятиями, с 7-го класса внедрена профнавигация, а в обучении используют STEM-подход (Science, Technology, Engineering, Math).
Сейчас в Мичигане проходят профобучение почти 4000 учащихся, для которых разработаны 160 программ. Опросы показывают, что 90% школьников считают подобное образование ценным, ведь оно помогает получить востребованные навыки и выйти на работу сразу после окончания школы. Особенно это важно для семей, у которых нет возможности оплачивать обучение в колледже или вузе.
К сожалению, в России нет подобной практики, хотя хватает семей, которым приходится, скажем, брать кредит для финансирования высшего образования детей. В России среднее профессиональное образование дискредитировано — оно стало синонимом жизни маргиналов. Однако если мы отбросим предрассудки, увидим множество преимуществ: рабочую специальность быстрее получить, такие специалисты востребованы, у них высокие зарплаты, а конкуренция ниже. Осталось только переломить мышление общества, и повысить престиж рабочих профессий. И помочь в этом может только школа.