эксперты Сергей Голод коммерческий директор уральского филиала ОАО «Ростелеком» Марк Каюков коммерческий директор «ТТК-Урал» Андрей Корсуков коммерческий директор екатеринбургского филиала ООО «СЦС
эксперты
Сергей Голод
коммерческий директор уральского филиала ОАО «Ростелеком»
Марк Каюков
коммерческий директор «ТТК-Урал»
Андрей Корсуков
коммерческий директор екатеринбургского филиала ООО «СЦС Совинтел» (группа компаний «ВымпелКом»)
Елена Курочкина
директор ООО «Фирма «Скайнет»
Юлия Орлова
начальник сектора разработки продуктов и услуг екатеринбургского филиала ООО «Уралсвязьинформ»
Артем Черанев
генеральный директор оператора связи «ИНСИС»
кто
инициировал ценовую гонку
сколько
стоит абонент интернет-провайдера
почему
операторы не могут попасть в офисные центры
С 2007 г. федеральные игроки все активнее интересуются регионами: в столицах уже тесно от сетей связи, рынок близок к насыщению. Число сделок по слиянию и поглощению растет буквально ежемесячно. Только за последние полгода Екатеринбург лишился двух крупных локальных игроков: группа компаний «Акадо» (бывшая «Ренова Медиа») поглотила «Олимпус НСП», входивший в тройку лидеров по интернет-доступу для частных клиентов, а «Комстар — Объединенные ТелеСистемы» — Уральскую телефонную компанию, одного из ведущих операторов в корпоративном секторе. Активно интересуются приобретением местных провайдеров и не скрывают этого «ТрансТелеКом», «Синтерра», «Ростелеком». Наращивает абонентские базы последняя четверка крупных уральских игроков — «ИНСИС», «Скайнет», «Конвекс» и «Планета». Все говорит о том, что 2009 г. станет временем ожесточенных конкурентных войн на рынке интернет-доступа.
Первые залпы грядущих сражений за уральский рынок широкополосного доступа (ШПД) прозвучали в конце прошлого года. «Голден Телеком» (после покупки «ВымпелКомом» компания влилась в «Билайн»), построив третий магистральный канал, по которым в Екатеринбург доставляется Интернет (первые два принадлежат «Ростелекому» и «ТрансТелеКому»), смогла спровоцировать ценовую гонку. Частным пользователям предложили безлимитный тариф за 600 руб. в месяц. Конкуренты отстали ненамного — выход «Ростелекома» на рынок магистральной передачи данных способствовал снижению цен. По расчетам Сергея Голода, коммерческого директора уральского филиала ОАО «Ростелеком», с января 2007 г. стоимость магистрального трафика снизилась в три-четыре раза.
Это вызвало быстрое увеличение объемов потребления и заставило магистральщиков наращивать мощности и строить новые сети. Допустим, в ноябре прошлого года уральский филиал «Ростелекома» в десять раз увеличил пропускную способность сети. По расчетам компании, этих возможностей хватит еще на год-полтора. Новый виток ценовой борьбы может возникнуть, когда «Синтерра» и Effortel, которые заявляли о строительстве разветвленной оптико-волоконной сети, запустят свои магистрали.
В результате у локальных провайдеров, покупающих магистральный трафик, появилась возможность сделать ответный ход, не выходя за порог рентабельности. В целом цены снизились за год более чем в два раза. Подливает масла в огонь и «Уралсвязьинформ», ведущий достаточно агрессивную политику на рынке. АНДРЕЙ КОРСУКОВ, коммерческий директор екатеринбургского филиала ООО «СЦС Совинтел» (группа компаний «ВымпелКом»), считает, что уровень цен на Интернет в Екатеринбурге и Москве постепенно будет сближаться, но равными они не станут никогда.
Местные игроки признают, что конкурировать по цене с федералами тяжело. По словам ЕЛЕНЫ КУРОЧКИНОЙ, директора ООО «Фирма «Скайнет», получить преимущество можно, если предоставить надежный сервис и постоянную скорость трафика: многие федеральные операторы в погоне за потоком новых клиентов не успевают модернизировать сети или подготовить сервисную службу. Небольших локальных операторов спасает и то, что не все более крупные игроки способны покрыть своими сетями город: остаются зоны монопольного присутствия.
Артем Черанев, генеральный директор оператора связи «ИНСИС», не спорит, что демпинг со стороны крупных провайдеров вызван желанием вытеснить с рынка давно существующие компании: «С предложениями о покупке федералы обращались ко всем местным операторам, но сказать, дойдет ли дело до сделки и кого в итоге продадут, пока невозможно». Цена, обсуждаемая на переговорах о продаже, — $250-400 за абонента.
В дальнейшем ситуация только обострится. На рынок спешат магистральные операторы, которые, собственно, доставляют Интернет в город, — у них больше нет желания делиться наценкой с перепродавцами. «ТрансТелеКом» уже начал проект по развитию ШПД, рассчитывая охватить им 120 городов к концу 2010 г. По словам Марка Каюкова, коммерческого директора «ТТК-Урал», компания активно строит сети в Екатеринбурге и планирует привлечь около 100 тыс. абонентов на Урале в целом. Не исключает возможности стать конечным интернет-провайдером и «Ростелеком»: он намерен выйти вначале на корпоративный рынок, а затем — на розничный.
Однако, кроме крупных операторов, противостоящих экспансии федералов, на рынке действуют несколько десятков компаний, которые обслуживают небольшие районы или отдельные офисные центры. Г-жа Курочкина считает, что таких игроков постепенно поглотят (поскольку они не могут покупать трафик оптом, чтобы снижать цены) либо они станут работать только на свой узкий сегмент. Но есть в Екатеринбурге и мелкие провайдеры, которым ничего не угрожает. Если, например, они аффилированы с управляющими компаниями или владельцами офисных зданий (как в «Антее»), то свою часть трафика всегда продадут.
Розничный сегмент стимулирует рост рынка интернет-провайдинга на 50-60% в год (как за счет появления новых клиентов, так и за счет роста потребления). В первую очередь этому способствует распространение доступных безлимитных тарифов. Сейчас количество абонентов, качающих трафик в режиме unlimited, примерно 70% от общего числа пользователей (остальные оплачивают Интернет помегабайтно), у некоторых компаний эта цифра достигает 90%.
Подобные тарифы позволили ведущим операторам увеличить свой отрыв от конкурентов: появилась возможность закупать трафик у компаний с магистральными каналами не помегабайтно, а сразу полосами (т. е. приобретать не объем трафика, а канал с конкретной пропускной способностью). Это существенно снизило себестоимость услуги.
Корпоративный сегмент растет не такими впечатляющими темпами. Но у него все демпинговые схватки еще впереди — рынок юридических лиц ждет нового ценового обвала. В 2008 г. ввели безлимитку в этом сегменте сразу несколько компаний. Г-н Черанев скептически относится к перспективам подобной услуги: «На корпоративном рынке загрузка полосы — 70-80%. Вместить туда столько же пользователей, сколько и в домашний сектор, не получится: на розничном рынке загрузка полосы существенно ниже. Поэтому стоимость безлимитных тарифов для юридических лиц должна быть выше. Если ориентироваться на опыт Москвы, там аналогичный сервис и стоит дороже». Пока же, по его мнению, безлимитка будет носить избирательный характер и использоваться как средство привлечения новых клиентов.
Тем не менее корпоративный рынок продолжает интересовать новых игроков. На нем активно разворачивается «ТТК-Урал», пробует силы ТГ «МОТИВ», прямое сотрудничество с корпоративным сектором привлекает внимание и «Ростелекома».
В Екатеринбурге практически нет мест, куда бы ни ступала нога провайдера, предоставляющего ШПД. Однако количество операторов в разных районах существенно отличается: если в центре или на Ботанике могут присутствовать линии шести провайдеров, то в отдаленных частях города (Химмаш, Вторчермет, Елизавет) — максимум двух. И это несмотря на то, что зона покрытия лидеров рынка — КАБiNET и Utel — приближается к 100%. Хотя «Уралсвязьинформ» работает по технологии ADSL, привязанной к телефонным линиям, но отказываться от нее в ближайшее время не планирует, а намеревается более активно строить оптические каналы.
Коммутируемый доступ к Интернету постепенно сходит на нет. По оценкам Юлии Орловой, начальника сектора разработки продуктов и услуг екатеринбургского филиала ООО «Уралсвязьинформ», доля Dial-up составляет сейчас уже менее 5% и постоянно сокращается: за последний год она снизилась более чем в два раза.
Участники рынка признают: в дальнейшем более конкурентоспособными станут компании, которые смогут предоставить полный набор услуг, так как маневрировать ценами на трафик все тяжелее. Легче будет тем, у кого не только широкополосный доступ в Интернет, но и IP-телефония, а также цифровое телевидение. Летом в Екатеринбурге открылся офис компании «Контент Хаус», которая предлагает провайдерам помощь в налаживании сервисов по продаже цифрового контента в их сетях.
В перспективе, по словам Елены Курочкиной, преимущество получат операторы, предоставляющие весь спектр телекоммуникационных услуг. В понимании некоторых аналитиков в этот комплекс входит также сотовая связь, беспроводная передача данных и т. д. Провайдеров, занимающихся только доступом в Интернет, становится все меньше. Зато активизируются телекоммуникационные гиганты типа «Билайна» (вместе с «Голден Телекомом»), готового предоставлять клиентам все услуги — от международной телефонии до размещения сайтов. В том же направлении движутся и другие сотовые операторы — МТС, «Уралсвязьинформ», «МОТИВ». По мнению г-на Корсукова, достаточно скоро грань между интернет-провайдером и оператором телефонной связи исчезнет.
Интернет-провайдеры развиваются как экстенсивно (осваивают новые территории, в частности отдаленные районы и пригороды Екатеринбурга), так и интенсивно (наращивают абонентскую базу на уже освоенных территориях). Однако, как признает Артем Черанев, эффективнее создавать сети в новостройках (оператор может персонально выйти на каждого абонента уже в момент покупки квартиры) и строящихся офисных центрах (провайдер существенно снижает издержки на прокладку оптоволокна).
Чтобы компания присутствовала в доме, она должна договориться с УК или ТСЖ. Формально УК не имеют права препятствовать операторам — за соблюдением этой нормы следят ФАС и Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор). Однако управляющие компании нередко договариваются с провайдерами уже на стадии строительства и отдают здание на откуп одному-двум игрокам. Другим операторам тянуть сети не запрещают, но предлагают заведомо невыгодные условия.
Как считает г-н Черанев, за последние четыре-пять лет ситуация заметно улучшилась: «Раньше владельцы зданий и УК задирали нос перед операторами: чтобы попасть в офисник или жилое здание, приходилось вести длительные переговоры. Сейчас многие УК начали предоставлять свободные условия для вхождения или объявляют тендеры». Провайдеры признают, что практика выплаты откатов управляющим компаниям все же пока сохраняется и становится источником постоянных проблем.