Рынок торгового оборудования растет неравномерно. В последнее времянаметилась тенденция интенсивного развития предприятий общественного питания, также высокими темпами растет непродовольственный с
Рынок торгового оборудования растет неравномерно. В последнее времянаметилась тенденция интенсивного развития предприятий общественного питания, также высокими темпами растет непродовольственный сектор ритейла, поскольку за последний год было открыто несколько крупных торговых центров. Подобное положение дел обеспечивает устойчивый интенсивный рост рынка.
ЭКСПЕРТЫ
Екатерина Дресвина - бренд-менеджер ООО «Торговый дизайн»
Сергей Евсеев - директор ООО «АЛВО торгоборудование»
Ирина Митюшова - исполнительный директор ЗАО «ОВИМЭКС Торгкомплект»
Ольга Морозова - маркетолог - ООО «Итальянский дом оборудования»
Олег Полукаров - директор салона «Офис комплект. Торговое оборудование»
Владислав Рябов - начальник отдела продаж ЗАО «Торглизинг»
Александр Шилов - начальник торгового отдела ООО «ЛЭНД Екатерибург»
***********************************************************************************************************************************************
Почему сетевые магазины выбирают отечественное оборудование?
Зачем маленькие магазины переходят на «выносной» холод?
Сколько стоит оснастить «магазин у дома»?
Окажет ли влияние на рынок торгоборудования приход международных сетей ?
**********************************************************************************************************************************************
Рынок торгоборудования «держат» 10 фирм
На сегодняшний день потребности предприятий торговли и общественного питания обеспечивают более 60 фирм. По мнению экспертов, все компании можно разделить на несколько категорий. Во-первых, предприятия со специальным предложением, которые занимаются одним из направлений (например, промышленными магазинами или предприятиями общепита). Во-вторых, универсальные компании, которые оснащают все виды торговых предприятий «под ключ». И в-третьих, на рынке есть фирмы с небольшим оборотом и ограниченным ассортиментом.
Ирина Митюшова, исполнительный директор ЗАО «ОВИМЭКС-Торгкомплект»: «Лидерами можно считать компании, которые работают на рынке не менее 5 лет и полным спектром товаров, услуг: от проектирования и интерьерного дизайна до поставки и монтажа оборудования с последующим сервисным обслуживанием». К таким г-жа Митюшова относит «Овимэкс-Торгкомплект», «Лэнд» и «Торговый дизайн».
Владислав Рябов, начальник отдела продаж ЗАО «Торглизинг», считает, что несмотря на большое количество фирм, 10 ведущих предприятий «держат» 80% рынка торгоборудования.
Г-жа Митюшова полагает, что более конкурентоспособны те фирмы, у кого узкая специализация, либо компаниям, имеющим специальные предложения по отдельным видам или маркам оборудования, а значит, привлекательные цены.
Екатерина Дресвина, бренд-менеджер ООО «Торговый дизайн», отмечает, что сегодня очень много мелких фирм: «Рынок торгового оборудования Екатеринбурга, к сожалению, очень разбросан. Есть много фирм и «фирмочек», которые занимаются торгоборудованием не очень хорошего качества. И это мешает развитию».
Аналитики оценивают рынок магазиностроения Свердловской области в 20-25 млн евро, а технологического оборудования (для общепита) в 10 млн евро. При этом последний сегмент растет интенсивнее — 40-60% против 20-30%.
Ирина Митюшова говорит, что в сегменте технологического оборудования до сегодняшнего дня был недостаток предложения: «На рынке же холодильного оборудования наблюдается стабилизация, а потому предложение превышает спрос».
По мнению игроков рынка высокая конкуренция отрицательно сказывается на прибыльности бизнеса: продажи технологического оборудования рентабельнее — порядка 18-20%, по холодильному этот показатель равен лишь 7-12%; оснащение непродовольственных магазинов выгоднее — рентабельность в этом сегменте достигает 40%.
«Предел, когда работать становится невыгодным, равен 10%. Мы еще зарабатываем на монтаже оборудования, сервисе и проектировании, что позволяет повысить прибыльность бизнеса», — подчеркивает г-н Рябов.
Сегодня все крупные магазины выбирают поставщика оборудования при помощи тендеров. В острой конкурентной борьбе цена на оборудование снижается до минимума: «Рынок сегодня насыщен предложением, за больших клиентов идет уже такая сильная борьба, что наценка снижается чуть ли не до ноля. И те силы, которые затрачиваются на объект зачастую не окупаются», — говорит г-жа Морозова.
Вместе с тем игроки рынка отмечают выгодность работы с сетевыми клиентами: «Если ты выиграл тендер, то ты можешь планировать свою работу на год вперед, потому что известно, когда надо оснастить ту или иную точку. А минимальная маржа компенсируется количеством точек», — аргументирует г-н Рябов.
Растет спрос на отечественное холодильное оборудование
Уже несколько лет наблюдается тенденция массового перехода продовольственных магазинов на холодильные установки с выносным холодом (в этом случае холод подается централизованно). И если раньше предпочтение подобным агрегатам отдавали крупные магазины, то сегодня и небольшие ставят оборудование на выносном холоде. Для сравнения: оснащение небольшого продовольственного магазина площадью 100- 150 кв. метров («магазин у дома») оборудованием на выносном холоде обойдется в 2 млн. руб, а тот же магазин на внутреннем холоде в 1,5 млн. рублей.
Но при этом у технологии выносного холода есть ряд существенных преимуществ перед внутренним. Как говорят специалисты, подобная система позволяет существенно экономить на электроэнергии, поскольку нет дополнительного теплопритока в зал, а значит уменьшаются затраты на кондиционирование: «И плюс ко всему надежность — срок службы достигает 10 лет. Ресурс же оборудования на внутреннем холоде около трех лет, после чего потребуются существенные вложения в ремонт или обновление», — аргументирует г-н Рябов.
Однако, если помещение в краткосрочной аренде, то смысла устанавливать оборудование на выносном холоде нет: «Менее чем на три года его ставить просто не рентабельно, поскольку затраты на монтаж составляют примерно 30% от стоимости оборудования», — объясняет Владислав Рябов.
До недавнего времени крупные магазины площадью более 500 кв. м предпочитали импортное оборудование отечественному. Сегодня же сетевые ритейлеры ставят российские установки, поскольку при сопоставимом качестве, оно дешевле примерно на 30%. Особенно установка подобного оборудования актуальна для области, которую активно осваивают местные сети. По словам специалистов, для потребителя нет большой разницы в отечественной или импортной витрине находится продукт. Эксперты оценивают оснащение (импортным оборудованием) магазина площадью 1000 кв.м в 5 млн. руб.
«Импортное выигрывает за счет мелочей, при одинаковой площади выкладки, наше уступает по подсветке, по ассортименту выпускаемого оборудования. У импортных, к примеру, есть витрины и с подогревом, и с охлаждением. У нас только с охлаждением. Также нет разнообразной подсветки. Чаще наши производители ставят обычные лампы. Плюс в комплекте с импортными агрегатами идут различные аксессуары (полочки, доски разделочные, вешалки)», — объясняет различия г-н Рябов.
По оценкам экспертов с 2001 года доля импорта в общем объеме продаж неуклонно снижается и сегодня составляет 50%.
Олег Полукаров, директор салона «Офис-комплект. Торговое оборудование»: “В связи с увеличением количества небольших магазинов востребовано не только оборудование известных брендов, но и качественные доступные витрины, шкафы, лари, охлаждаемые стеллажи, подходящие по габаритам и техническим характеристикам».
Магазины одежды предпочитают индивидуальные решения
Игроки рынка отмечают бурный рост продаж оборудования для непродовольственного ритейла. Во много он связан с увеличением площадей торговых центров и комплексов. По данным комитета по товарному рынку в Екатеринбурге работают 15 ТЦ и 10 ТК. Общая площадь предприятий торговли, расположенных в них равняется 326,5 тыс. кв. м.
Олег Полукаров: «В связи с открытием торговых центров и ростом уровня требований владельцев магазинов (в том числе брендовых) повышается спрос на качественную торговую мебель, а также мебель индивидуального производства, конструкторские системы, качественные вешела и манекены».
Предпочтения клиентов, по словам г-на Евсеева, меняются, и сегодня покупатель выбирает более дорогие и сложные решения: “От нас сейчас требуется разработка дизайнерских решений, применение различных подсветок».
Если до недавнего времени для оснащения магазинов применялась система Joker (система хромированных труб с замками), то сегодня особой популярностью пользуется Primo (система квадратных матовых труб). Стоимость оснащения бутика площадью 40 кв. м при помощи первой системы — 55 тыс. руб, а при использовании второй — 75 тыс. руб.
По мнению г-на Полукарова, покупатель оборудования хочет не просто приобрести торговое оборудование, но и получить проектную или дизайнерскую работу такого уровня, которая позволит создать успешный магазин.
Особенностью работы с сетевыми непродовольственными магазинами, по словам г-на Евсеева, является то, что они закупают большое количество оборудования, а потом самостоятельно устанавливают: «Преимущество подобных клиентов состоит в том, что они заказывают типовое оборудование, что позволяет сэкономить».
Общепит становится универсальным
Аналитики рынка отмечают, что технологическое оборудование пользуется большим спросом, чем торговое. Связано это с ростом рынка общественного питания.
Г-н Рябов считает, что главная тенденция этого сегмента — уход от специализации: «Сегодня стало окончательно ясно, что, к примеру, чистая кофейня у нас не приживается. Выжить на кофе и выпечке не реально. Кофейни вынуждены готовить салаты и горячие блюда. Если раньше они покупали по большей части только кофемашины, то сейчас они начинают оборудовать и горячие цеха».
Также многие предприятия общественного питания уходят от полного производственного цикла, отдавая предпочтения полуфабрикатам. В этом случае они существенно экономят на покупке оборудования, но теряют часть прибыли. Сетевые же предприятия организуют цеха по производству полуфабрикатов, которые затем развозятся.
Если в сфере магазиностроения отечественное оборудование конкурентоспособно, то российское технологическое оборудование не выдерживает соперничества с западными аналогами. По словам Владислава Рябова, количество брака достигает 30%: «Многие фирмы вообще отказались от российского оборудования, потому что выполнение гарантийных обязательств требует серьезных затрат. При этом оно дешевое, а значит, накрутка на него минимальна».
Средняя стоимость оснащения кафе на 20-30 посадочных мест — 2 млн. руб, а ресторана быстрого питания на 200 мест — 4 млн. руб.
Международные сети не окажут влияния на рынок продавцов
Игроки рынка отмечают, что с ростом конкурентной борьбы, все больше будет возрастать роль качества обслуживания. Уже сегодня некоторые фирмы предлагают круглосуточный сервис, а в 2006 году “ЛЭНД-Екатеринбург» планирует внедрить дистанционный контроль за оборудованием через Интернет. Александр Шилов, руководитель отдела торгового оборудования ООО «ЛЭНД-Екатерибург»: «Это позволит снизить затраты заказчика на обслуживание и эксплуатацию оборудования, а также увеличить ресурс. Сейчас система работает в режиме тестирования. Подобные программы доказали свою жизнеспособность в Москве».
Согласно данным комитета по товарному рынку в 2006 году в Екатеринбурге появится 200 объектов торговли. Екатерина Дресвина: «Прогнозы развития рынка торгового радужные и с каждым годом все интереснее работать. Проекты становятся все более интересными, а требования заказчика все более логичны и выстроены».
В текущем году планируется открыть 5 торговых центров общей площадью 274 тыс. кв. м. За счет таких объектов как «ИКЕА», «Урал», «DVI» и других общая площадь ТЦ в 2006 г . возрастет почти в 2 раза. Однако, приход крупных международных сетей не окажет существенного влияния на местный рынок продавцов торгового оборудования, поскольку не местные сети покупают оборудование либо напрямую с заводов, либо у московских продавцов: «Но даже если поставки осуществляются московским предприятием, то сервисным обслуживанием будут заниматься местные фирмы», — отмечает г-н Шилов.
Олег Полукаров считает, что дальнейшее развитие местных продавцов оборудования связано с расширением своей деятельности в городах области и соседних регионов.
Владислав Рябов уверен, что в ближайшие несколько лет темпы роста рынка сохранятся: «Но мы все же вторичный рынок — наше развитие зависит от состояния дел у местных продавцов. Хорошо живется им — хорошо и нам».