эксперты Андрей Андреев менеджер по развитию бизнеса ЗАО «Страховая компания «АИГ Лайф» Олеся Барахнина начальник отдела банковского страхования екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ» Сергей Букреев
эксперты
Андрей Андреев
менеджер по развитию бизнеса ЗАО «Страховая компания «АИГ Лайф»
Олеся Барахнина
начальник отдела банковского страхования екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ»
Сергей Букреев
директор дивизиона «Урал» СК «EGRO Русь»
Виталий Жужгин
директор екатеринбургского филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл»
Анна Злотницкая
начальник отдела сопровождения договоров страхования имущества и ответственности екатеринбургского филиала СК «УРАЛСИБ»
Николай Игошин
директор управления корпоративных продаж ООО «СК «Северная казна»
Иван Косьмин
директор филиала страхового общества «РЕСО-Гарантия»
Ольга Крымова
заместитель генерального директора — финансовый директор РОСНО
Николай Перушев
начальник отдела рекламы и маркетинга САО «Экспресс Гарант»
какие
сегменты будут потеряны для страховщиков
как
СК меняют свою структуру предложения
почему
рынку грозят ценовые войны
зачем
страховые компании забирают депозиты из банков
В2008 г. большинство страховых компаний (СК) получили хороший результат: кризис не успел свести на нет достижения первого полугодия. Представители многих СК уверяют, что им удалось выполнить планы по сборам, сверстанным еще в 2007 г. Но в 2009 г. показатели будут хуже: в ближайший год страховой бизнес продолжит терять обороты. В частности, АО «Экспресс Гарант» определило для себя несколько вариантов развития событий в следующем году: среднеоптимистичный — сохранение показателей 2008 г., пессимистичный — падение объемов до 20%. Для сравнения: крупные СК на 2008 г. планировали прирасти минимум на 60%.
В кризисный период некоторые виды страховых услуг оказались за бортом рыночного корабля. В первую очередь ограничения банков по выдаче кредитов закономерно сократили сегмент ипотечного страхования. Как отмечает ВИТАЛИЙ ЖУЖГИН, директор екатеринбургского филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл», страховые компании ощутили убытки от снижения доли ипотечного страхования в общем количестве денежных сборов уже в августе-сентябре этого года. Причем страховщикам можно забыть об ипотеке минимум на полтора года. По оценкам ОЛЕСИ БАРАХНИНОЙ, начальника отдела банковского страхования екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ», только в середине 2010 г. банки снова начнут выдавать кредиты на жилье.
С одной стороны, убытки от краха ипотеки не стали катастрофичными для страхового рынка, так как ее доля была скромной — 2-3%. В 2007 г. размер страховых премий, полученных компаниями Свердловской области, по данным г-на Жужгина, достиг 11 млрд руб., из этой суммы на ипотечное страхование приходится лишь 300 млн руб. А с другой стороны, ипотека давала хорошую рентабельность — 50%, причем это были длинные деньги: в течение 15-20 лет заемщики ежегодно страховали ипотеку. Комплексное страхование ипотеки включает в себя в том числе страхование объекта недвижимости от порчи и ущерба. А значит, сокращение объемов ипотеки неизбежно приведет к уменьшению портфеля имущественных рисков. Заодно пострадает и сегмент страхования долевого строительства. «Практически все банки приостановили финансирование договоров долевого участия — не выдают кредиты под строящееся жилье. В этом сегменте страхование заморожено», — поясняет АННА ЗЛОТНИЦКАЯ, начальник отдела сопровождения договоров, страхования имущества и ответственности екатеринбургского филиала СК «УРАЛСИБ».
Другим слабым звеном стало добровольное медицинское страхование (ДМС). В период проблем с финансовой ликвидностью работодатели предпочитают отказываться от социальных программ. Виталий Жужгин уверяет, что страховой рынок пока не ощутил серьезных убытков по этому направлению, но в ближайшие месяц-два сокращение начнется. Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, объем ДМС за 2007 г. равнялся $3,4 млрд. «Спад составит 10-20%, а возможно, дойдет и до 30%», — прогнозирует НИКОЛАЙ ПЕРУШЕВ, начальник отдела рекламы и маркетинга САО «Экспресс Гарант». Рентабельность этого направления — 5-10%.
Компании уже отреагировали на первые последствия банковского кризиса — стали осторожнее относиться к размещению депозитов в том или ином банке. Как правило, банки и страховщики работают вместе: СК кладет деньги в конкретное финансовое учреждение, а то в свою очередь помогает компании с клиентами (например, по ипотеке). Если же банк перестал находить клиентов для страховой компании, то последней уже неинтересно сотрудничать с ним. ИВАН КОСЬМИН, директор филиала страхового общества «РЕСО-Гарантия», признается, что именно по этой причине «РЕСО-Гарантия» недавно отозвала депозит из ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк». Причем конфликт с банком дошел до суда.
Руководство одной из СК рассказывает, что до кризиса компания хранила свои сбережения в восьми банках. Но недавно страховщик досрочно отозвал депозиты из двух кредитных учреждений. «Экспресс Гарант» выбрал другой метод: если банк вызывает сомнения, то страховщик уменьшает объем депозитов, хранящихся в финансовом учреждении, тем самым снижая риски. Но в организации не исключают того, что отношения с некоторыми банками могут быть разорваны.
В РОСНО полагают: отзывать депозиты из банков преждевременно. Компания разместила в банковских депозитах 3,6 млрд руб. РОСНО работает с 45 банками на территории РФ, новые депозиты размещает преимущественно в нескольких крупнейших российских кредитных учреждениях. «Мы долго обсуждали необходимость досрочного расторжения договоров вклада с рядом коммерческих банков, но отказались от этой идеи, решив не поддаваться панике без особой нужды. РОСНО пока не сталкивалось ни в одном банке с ситуацией невозврата депозита», — заверила ОЛЬГА КРЫМОВА, заместитель генерального директора — финансовый директор РОСНО.
Чтобы выжить и сохранить долю на рынке, СК стараются ориентироваться на такие сегменты, как имущественное страхование, ОСАГО, каско, страхование от несчастного случая, и некоторые виды ответственности. По прогнозам г-на Перушева, потери в них будут меньше — 10-20%. Допустим, в сегменте автострахования в январе-феврале 2009 г. объем доходов сократится примерно на 10% по сравнению с предшествующим периодом, но потом ситуация выправится. «Люди привыкли, что если они живут в 2009 г., то и машину нужно покупать этого года производства. А новые автомобили поступят в автосалоны лишь в марте. На апрель придется пик продаж», — поясняет Виталий Жужгин.
К тому же некоторые виды страхования будут актуальны именно в условиях кризиса, утверждают оптимистично настроенные участники рынка. «Предпринимателям нужно будет сохранять бизнес — они заключат договор о его страховании. В период кризиса всегда возрастает процент краж, значит, люди пойдут страховать имущество», — рассуждает НИКОЛАЙ ИГОШИН, директор управления корпоративных продаж ООО «СК «Северная казна». АНДРЕЙ АНДРЕЕВ, менеджер по развитию бизнеса ЗАО «Страховая компания «АИГ Лайф», дополняет: «Если у человека случилось что-то серьезное со здоровьем, в хорошие времена он может воспользоваться помощью родственников, друзей, предприятия, где работает. Сегодня эти ресурсы оказываются недоступными: дела у всех идут неважно, денег ни у кого нет, поэтому придется выкручиваться самому. Один из способов — застраховать свою жизнь».
Специализацию на определенных направлениях компании дополнят работой над упрощением продукта. Например, в условиях финансового кризиса РОСНО делает ставку на продукты с франшизой (неоплачиваемая страховщиком часть убытка). СК рассчитывает, что сейчас они будут пользоваться спросом. Полисы с франшизой позволяют в сложной финансовой ситуации не отказываться от страховой защиты и значительно экономить — франшиза удешевляет стоимость услуги в среднем на 10-30%. «Конечно, какую-то часть убытка клиенту придется возмещать самостоятельно, но основной объем ответственности остается за страховой компанией», — утверждают представители РОСНО.
Компании одновременно внимательно займутся ценообразованием. «Страховщики будут стараться удержать процентные ставки на существующем уровне», — уверена г-жа Злотницкая. Но многие СК готовы даже уменьшать стоимость страхового продукта, несмотря на кризис. Как прогнозирует Николай Перушев, по некоторым видам услуг (например, имущественному страхованию) речь может идти о снижении 10-15% от нынешнего уровня. В сегменте автострахования СК готовы даже работать в ноль или близко к нулю. «Главное — сохранить бизнес, клиентов. Если мы сможем удержать долю рынка, то, когда кризис минует, мы быстро встанем на ноги», — объясняет г-н Перушев. Впрочем, игроки опасаются, что развяжут этим поведением ценовые войны. «Менталитет российского клиента таков, что человек идет туда, где дешевле, а на качество смотрит во вторую очередь. Во время кризиса явление нерыночной конкуренции обычно расцветает», — констатируют эксперты.
Исключением может стать лишь ОСАГО — его стоимость в целом по стране должна вырасти. «Потому что, если тарифы не вырастут, многие страховые компании вынуждены будут переориентироваться на менее убыточные виды страхования. Сегодня аварийность выросла до немыслимых цифр. Если в 2001 г. из 100 наших клиентов — страхователей автомобилей к нам обращались с неприятностью на дороге 40, то сейчас 90! Если власти станут тратить больше средств на поддержание дорог в хорошем состоянии, если начнут строить новые развязки и так далее, то стоимость ОСАГО будет расти медленнее», — подчеркивает г-н Жужгин.
С КАСКО все проще. Например, екатеринбургский филиал СК «Цюрих. Ритейл» пересматривает тарифы по каско раз в полгода. В мае стоимость страховки в среднем увеличили на 7%. Повышать ли страховку на этот раз, многие СК еще не решили. В основном эксперты считают, что тарифы нужно пересматривать для каждой отдельной марки. Сегодня этой системой пользуются многие страховщики, но в ситуации кризиса она приобрела особую актуальность. «Например, автомобили Mitsubishi и Hyundai обычно считаются неприбыльными для страховщиков. Они легко бьются, для них — высокие расценки на ремонт. Да и цена на эти автомашины невысока. Как итог — страховка получается существенная. Зато автомобили премиум-класса более прибыльны — они имеют высокую стоимость, хорошие противоугонные системы и стоят в надежных гаражах. На них страховые тарифы меньше», — объясняют участники рынка.
Но, несмотря на старания компаний, снижение клиентского потока произойдет неизбежно. СЕРГЕЙ БУКРЕЕВ, директор дивизиона «Урал» СК «EGRO Русь», подчеркивает: «В условиях кризиса у человека уменьшается уверенность в том, что через 20 лет он что-то получит». «Что касается корпоративного направления, то строители, нефтяники и металлурги ничего страховать не будут. Они озабочены только тем, как сократить расходы. Надежда остается на газовиков, которые всегда активно пользовались услугами страховщиков», — предполагает Виталий Жужгин.
Поэтому страховщики всеми силами минимизируют издержки. Говоря о работе в 2009 г., многие руководители СК не исключают того, что придется прибегнуть к кадровым сокращениям, снижению заработных плат или к превращению рабочей недели в четырехдневку.
Единственный положительный момент в создавшейся ситуации — падение спроса значительно снижает привлекательность рынка. Скорее всего, инвесторы в ближайшие полгода будут обходить страховой рынок стороной, а федеральные компании приостановят экспансию. Значит, усиление конкуренции в следующем году будет не таким существенным. «Если серьезная федеральная или зарубежная компания все же соберется развивать региональные сети, то, чтобы утвердиться на рынке, ей может понадобиться от трех до пяти лет при условии, что у нее есть запас финансовой прочности и возможность за счет своих совокупных доходов покрывать первоначальные расходы», — отмечает Анна Злотницкая.
Многие участники проводят аналогию с 1998 г. и считают, что за кризисный период количество игроков сократится: кто-то продастся крупной структуре, кого-то лишат лицензии. По оценкам экспертов, федеральная страховая компания сегодня стоит от $300 млн до $1,5 млрд. Руководители СК уверены: уменьшение числа страховщиков на 5-10% только оздоровит бизнес. Крупные компании подхватят оставленных клиентов и смогут за счет пополнения портфеля покрыть часть убытков. Освободившиеся квалифицированные специалисты также не останутся без работы: их возьмут под крыло лидеры рынка.
Уточнение. В «ДК» № 43 от 24 ноября 2008 г. на стр. 37 были допущены неточности в информации о Аutokvartal.ru. В колонке «Год запуска проекта» правильный вариант — 2007; в колонке «Посещаемость с 22 октября по 19 ноября 2008 г. (LiveInternet), чел.» правильный вариант — Н/д. Посещаемость указана быть не может, так как счетчик LiveInternet был установлен на портал две недели назад. Редакция приносит свои извинения.