эксперты Николай Адеев директор компании «Артсофте» Глеб Альшанский директор компании «Топ-Тен» Александр Алябьев исполнительный директор компании «Индекс.Арт» Дмитрий Кузнецов коммерческий директо
эксперты
Николай Адеев
директор компании «Артсофте»
Глеб Альшанский
директор компании «Топ-Тен»
Александр Алябьев
исполнительный директор компании «Индекс.Арт»
Дмитрий Кузнецов
коммерческий директор компании «СофтМажор»
Олег Пролубщиков
директор компании «Медиасайт»
Денис Сергеев
директор по развитию компании «ТитанСофт»
какие
клиенты копят дебиторскую задолженность веб-разработчиков
почему
компании боятся снижать прайс
на чем
веб-студии будут зарабатывать в 2009 г.
спасут ли
участников рынка собственные интернет-проекты
Рынок веб-разработок Екатеринбурга вмещает более 100 участников. Среди них 13-15 мощных многопрофильных компаний (с десятками дизайнеров и программистов в штате), которые собирают две трети от суммарного оборота. Несколько десятков фирм среднего уровня и студии без офиса, приглашающие фрилансеров под конкретный проект, делят остальные 30%.
Стремительное развитие рынка последних лет позволяло мелким игрокам быстро переходить в разряд средних. За 2007-2008 гг. многие из них обзавелись всеми атрибутами серьезного бизнеса: расширили штат, сняли офис в бизнес-центре, увеличили рекламные бюджеты. Но сейчас эксперты ожидают, что к середине года часть этих компаний вернется обратно в офисы в полуподвалах и старых зданиях НИИ. Хотя топ-менеджеры бодрятся и говорят об особом пути развития интернет-отрасли, уже понятно, что времена, когда объем рынка ежегодно удваивался, канули в Лету.
В прошлом году крупнейшие компании увеличили свой оборот на 30-40%. Отчасти этому способствовали благоприятные условия работы. С одной стороны, участники не испытывали давления конкурентов из других регионов, поскольку предлагали заказчикам как самые простые проекты по демпинговым ценам, так и самые сложные, которые в прочих городах обычно уходят в столицу. С другой — постоянно растущий спрос позволял веб-студиям выбирать себе клиентов. В последнее время в городе сформировался целый пул компаний, которые практически никогда не опускали средний чек за разработку сайта ниже 100 тыс. руб., причем эти заказы рассматривали как одолжение клиенту или инвестиции в будущие проекты (по данным «ДК», средняя стоимость проекта колеблется от 65 до 820 тыс. руб.).
В результате понятие «активные продажи» большинству разработчиков не было знакомо, по крайней мере в отношении штучных проектов. По словам Николая Адеева, директора компании «Артсофте», самыми эффективными каналами продвижения для студий всегда были собственный сайт с портфолио и рекомендации заказчиков. «Клиенты, которых убедили заказать сайт, например, путем продажи по телефону, оказываются на порядок более проблемными», — замечает Дмитрий Кузнецов, коммерческий директор компании «СофтМажор». Но если раньше ими можно было пренебречь, то теперь уже нет: изменившаяся конъюнктура по-новому сегментировала спрос на рынке и структуру заказов.
Новые обращения не прекратились, но с тех пор их стало существенно меньше. Как уточняет г-н Кузнецов, появился поток клиентов, осознавших прозрачность, эффективность и сравнительно меньшую стоимость Интернета как рекламного канала (по сравнению с оффлайновой рекламой). Зато сократился сегмент заказчиков, планировавших создание сайта до кризиса. Дмитрий Кузнецов: «Примерно 50% потенциальных клиентов, которые находились на стадии принятия решения до октября 2008 г., откладывают разработку сайта в связи с финансовыми проблемами. Иногда мы обнаруживаем, что предприятие-клиент просто закрылось». К слову, новые заказчики, т. е. пришедшие в кризис, платят более дисциплинированно и не усугубляют ситуацию с дебиторской задолженностью (проблема, которую сейчас испытывают практически все участники рынка). «Новые клиенты хотят получить результат быстро и четко понимают, что им надо. Теперь у нас в некоторой степени появилось деление заказчиков на стареньких и новеньких, причем зачастую это деление равнозначно: платит — не платит», — рассказывает Олег Пролубщиков, директор компании «Медиасайт».
Практически все руководители фиксируют появление на рынке заказчиков с конкретным техзаданием и суммой, которую они готовы заплатить. Такие клиенты даже не торгуются с подрядчиком — просто ставят его перед фактом, что за эту работу больше не заплатят. Крупные фирмы пока им отказывают. Дополнительные каналы продаж студии ищут через рекламные агентства. Одни компании, такие как «Артсофте», рассматривают РА как важного рекомендателя, другие, как «СофтМажор», готовы полностью отдавать саму продажу на аутсорсинг, а на себя брать только техническое воплощение проекта.
Одной из реакций веб-разработчиков на кризис стало изменение ассортиментной и ценовой политики: они начали выводить на рынок стандартизированные предложения по созданию сайтов, которые можно запускать максимально быстро. Например, студия «Артсофте» выводит на рынок проект «Артсофте-лайт» — систему создания готового сайта, к которому можно подключить свое собственное доменное имя. Зашел, зарегистрировался, наполнил — готово. Г-н Адеев: «Мы начали разработку этого продукта еще до кризиса и даже не рассчитывали на то, что он хорошо подойдет к нынешней ситуации. Он ориентирован как раз на тех клиентов, которые уже наигрались в разработку дешевых сайтов и им нужен просто работающий инструмент. Мы не противопоставляем этот инструмент индивидуальной разработке — мы его предлагаем той категории клиентов, кто до индивидуального проекта не дорос, но готов пробовать себя в Сети». Правда, до сих пор все попытки создать конструктор сайтов большого коммерческого успеха никому не приносили. Денис Сергеев, директор по развитию компании «ТитанСофт» (раньше развивала конструктор сайтов «Ураган»): «В нижнем сегменте сильна конкуренция с мелкими студиями и студентами, да и подобные сайты редко вырастают до больших проектов, поэтому мы и ушли из этого сегмента и сосредоточились на средних и крупных клиентах».
Компании, которые не хотят связываться с созданием конструкторов, часто предлагают заказчикам сэкономить за счет доверия к исполнителю — студия соглашается на большой дисконт, если клиент обещает принять работу как есть, без процедуры согласования, дизайна и т. д. Такие предложения есть и в «СофтМажоре», и в «Артсофте», «Индекс.Арт» ввел их еще до кризиса. «ТитанСофт» пошел другим путем и предлагает особые условия, если заказчик покупает сразу пакет услуг. У многих студий появилась возможность приобрести сайт в рассрочку и т. д. «Цены будут снижаться у всех. Может быть, их зафиксируют в рублях, может, будут втихаря брать недорогие заказы, может, будут выводить различные маркетинговые предложения», — резюмирует Александр Алябьев, исполнительный директор компании «Индекс.Арт». Ронять ценник никто не хочет — поднимать его потом будет сложно. В результате некоторые студии готовятся выводить направление по разработке бюджетных сайтов под отдельный бренд.
Из всех услуг, которые предлагают веб-студии, самую высокую динамику развития в 2008 г. показала поисковая оптимизация (SEO) — комплекс работ, призванный повысить число целевых посетителей сайта, приходящих с поисковых машин. В среднем, как показывают данные «ДК», оборот по продвижению сайтов увеличился у екатеринбургских компаний на 150%.
В течение года практически все лидеры рынка обзавелись «дочками», ведущими подобные проекты. На рынок вышли «Топ-Тен» (в сотрудничестве с JetStyle), «Промотехника» («СофтМажор»), «Индекс.Промо» («Индекс.Арт») и т. д. «Началась специализация. Все крупные игроки выводят услуги поискового продвижения в отдельные партнерские фирмы — так удобнее вести бизнес», — поясняет Глеб Альшанский, директор компании «Топ-Тен». Фактически это означает, что в компаниях происходит разделение проектного производства (разработка сайтов) и процессного (SEO). «Пока SEO, несмотря на хорошую динамику, все еще остается дополнительной услугой, так как клиенты приходят все-таки за сайтами. Но зато мы уверены, что это направление будет скорее расти, чем падать, даже в сложной экономической ситуации», — говорит г-н Алябьев.
Однако заработать на этом росте смогут далеко не все. По мнению г-на Альшанского, рынок SEO начнет двигаться в сторону повышения качества услуг. «Пять-шесть лидирующих компаний будут уверенно развиваться, получая новых клиентов за счет большого портфолио и отработанных технологий. А вот компании среднего уровня, которые только пришли на этот рынок, вынуждены будут демпинговать. Не имея возможности предложить другие преимущества, кроме низкой цены, они фактически займут одну нишу с фрилансерами, конкурировать с которыми тяжело».
Тем не менее большинство веб-разработчиков рассматривают SEO как необходимую услугу, делая ставку на то, что клиенту удобно получать все сервисы, связанные с сайтом, в одном месте.
По словам Александра Алябьева, его компания загружена работой как минимум до апреля. Если продажи совсем встанут, то студия переключится на создание собственных проектов. В других компаниях признают, что внимание к своим разработкам будет увеличиваться.
Как отмечает г-н Пролубщиков, собственные проекты в Сети — это и витрина умений, и полигон отработки новых технологий. Нередко появляются клиенты, которым нужно сделать клон того или иного портала целиком либо частично, который студия делала для себя и получила большой практический опыт.
Создание порталов и интернет-сервисов не единственное, чем могут занять себя веб-студии во время кризиса. Компания «Меноком» развивает два собственных интернет-магазина по продаже компьютерной техники и спутниковых навигаторов. «Индекс.Арт» и «Анима» продвигают свои CRM-решения, а «СофтМажор» — систему учета наружной рекламы для соответствующих компаний. «Артсофте» собирается открыть онлайновый магазин дизайнерской одежды и несколько сервисных онлайн-проектов.
Многие компании настроены достаточно позитивно. Г-н Кузнецов уточняет, что оборот студий по сравнению с прошлым годом не уменьшится: «Относительно других отраслей ситуация в веб-индустрии более «благоприятная» — можно ожидать повышения грамотности заказчиков и переоценки Интернета как инструмента для ведения бизнеса». Другой момент, радующий руководителей компаний: до сих пор рынок разработки сайтов характеризовался не только самыми быстрыми темпами развития, но и наиболее острыми кадровыми проблемами. Сейчас кадровый голод исчез — кризис сильно ударил по различным интернет-стартапам, которые находились в инвестиционной стадии. Оттуда высвободилось много квалифицированных специалистов, готовых делать хорошие проекты за реальные деньги.