Меню

«Одежда и обувь остаются главной статьей экономии». Fashion-рынок упал впервые с 2015 г.

«Потребители продолжают «спускаться вниз по шкале доступности». Нерастущие доходы россиян, теплая зима и инфляция привели к падению продаж одежды и обуви. Каких изменений ждать в этом году?

Оборот российского fashion-рынка за 2019 г. упал на 3–4%, до 2,26–2,29 трлн руб., сообщает «Коммерсантъ» на основе оценок Fashion Consulting Group (FCG). Это первое падение рынка с 2015 г., когда он сократился сразу на 9% — хотя в последующие годы либо стагнировал, либо показывал рост на 1–3%. 

Отрицательная динамика рынка связана с падением потребительского спроса, ростом НДС, инфляцией и повышением долговой нагрузки граждан, считает гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс

Средства, которые люди могут потратить на категории «одежда» и «обувь», продолжают сокращаться. А одежда и обувь продолжают оставаться главной статьей экономии в российских семьях, опережая даже развлечения вне дома,— рассуждает эксперт. 

А в 2019 г. среди россиян впервые стало массовым стремление к разумному потреблению и длительному использованию товаров, отмечает г-жа Лебсак-Клейманс. 

Пустеющие гиганты. Россияне больше не ходят в торговые центры 

Продажи падают прежде всего из-за сокращения реальных доходов россиян, считает партнер Deloitte Егор Метелкин. За январь–сентябрь 2019 г., по обновленным данным Росстата, они упали на 0,8%. Потребители продолжают «спускаться вниз по шкале доступности»: переходить из среднего сегмента в массовый, а оттуда — в категорию дискаунтеров и секонд-хендов, добавляет г-н Метелкин. 

Аномально теплая погода этой осенью и в начале зимы оказалась неблагоприятной для fashion-ритейла: вероятно, игрокам придется распродавать зимние коллекции в следующем сезоне или устраивать серьезные скидки, считает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики». 

В этом году fashion-рынок ждет стагнация и перераспределение продаж, в частности, в пользу интернет-торговли, считает Илья Ярошенко, президент одежной сети Baon

Лидеры онлайн-ритейла в России при этом бурно растут. Так, оборот Wildberries, крупнейшего интернет-магазина страны, в 2018 г. достиг 118,7 млрд руб., а за 9 месяцев 2019 г. — 140 млрд руб. В этом января компания объявила о выходе на европейский рынок, начав работу в Польше.