«Мы когда-то жили в такой парадигме, это привело к плачевным последствиям». Центробанк встревожен растущей активностью госбанка — тот усиливает свою монополию, в том числе в карточных переводах.
У первого зампреда Центробанка Ольги Скоробогатовой, которая курирует финтех-проекты регулятора, больше всего разногласий с председателем Сбербанка Германом Грефом, пишет The Bell. В большом интервью «Ведомостям» Скоробогатова рассказала, почему ЦБ обеспокоен слишком значимой ролью крупнейшего банка — хотя ни разу не произнесла его название.
Один игрок не должен быть равен всему государству или всему финансовому рынку. Мы когда-то жили в такой парадигме, это привело к плачевным последствиям. Когда у вас вообще нет никакого выбора, рано или поздно банк начинает навязывать то, что он считает нужным, а не дает то, что нужно именно вам, — сказала топ-менеджер Центробанка.
Если регулятор не будет обеспечивать условия для конкуренции на рынке финтеха, в этом направлении останется всего несколько игроков, подчеркивает Скоробогатова. Развивать современные сервисы без инфраструктуры ЦБ под силу только «крупнейшим банкам, которые используют свою инфраструктуру для усиления своего монопольного положения», отмечает она.
Именно поэтому Центробанк сам взялся за создание Системы быстрых платежей, через которую можно будет переводить деньги по номеру телефона на счет любого банка, и Единой биометрической системы, которая даст возможность получать удаленные банковские услуги.
Однако Сбербанк запустил собственную систему сбора биометрических данных, которая по темпам роста в разы обгоняет систему ЦБ. На долю Сбербанка приходится и почти 13 трлн из 19 трлн руб. карточных переводов россиян, что тоже создает угрозу «рабства», даже более опасного, чем зарплатное, считает Скоробогатова.