В 90-е годы нарождающийся бизнес быстро вытеснял из старых советских институтов научных работников. Екатеринбург не стал исключением. Никто не думал, что формат деловых центров станет другим.
Кто сейчас остался в бывших проектных институтах, например, в квадрате улиц Ленина-Чебышева-Малышева-Генеральская? Бизнес дружно перебрался в новые деловые центры, одинаково стеклянные и безысходно беспарковочные. Застройщики строят там, где требует рынок: по состоянию на ноябрь 2011 г. 20 деловых центров общей площадью 243 тыс. кв. м. располагалось в Ленинском районе Екатеринбурга, 16 – в Кировском (182,3 тыс. км. м.) и 14 – в Октябрьском (168,7 тыс. кв. м.). Наряду с этим в Орджоникидзевском районе было всего два небольших деловых центра общей площадью 19,6 тыс. кв. м., а в Железнодорожном – три, площадью 35,1 тыс. кв. м. В итоге офисники, встраиваемые в плотную застройку центра города, серьезно перегружают транспортную инфраструктуру. Причем не только создавая дополнительный трафик на дорогах, но и значительно сужая их – ведь работникам новых офисов тоже где-то нужно ставить машины.
На одном из недавних круглых столов по теме ввода новых офисных центров поднимался вопрос "Почему бизнес готов брать в аренду офисы в зданиях, где не хватает парковочных мест?". Ответ оказался очень любопытным. Оказалось, что решение о переезде принимает первое лицо компании. Как правило, руководителю удобнее выбрать офис поближе к собственному дому, месту учебы детей, а, значит, в центре. Для топ-менеджмента паркинг найдется всегда - компания без проблем заплатит 3-5 тыс. руб. за авто шефа. А десятки сотрудников пусть кидают свои автомобили где попало, сужая и так недостаточно широкие городские улицы.
Кроме проблемы с парковкой, строительство новых офисных центров таит в себе архитектурную угрозу. Новые здания втискивают в существующую застройку, не обращая внимания на то, как они будут гармонировать со стилем и высотой соседних. В итоге самому центру Екатеринбурга на годы вперед обеспечен торчащий рядом с одинаковыми по стилю и высоте «Большим Уралом», Домом промышленности и Оперным театром - небоскреб «Высоцкий».
Нет, высокие и современные здания - это хорошо. Но в странах, давно вставших на путь деловой застройки, уже принято строить их локально, чтобы не торчали такие вот сиротливые великаны посреди исторического центра города. Как классический пример студентам я всегда привожу парижский Дефанс. Или Комплекс зданий Европарламента в Брюсселе. Сейчас вот вернулся из Лос-Анджелеса – там деловой центр, высотки банков, расположен компактно, в окружении крупных скоростных магистралей и многоуровневых паркингов для сотрудников.
Уже классическим является грустный пример Кливленда. Там деловой центр был в самом центре города. И с уходом сталелитейной промышленности в Юго-Восточную Азию центр города умер. Все историческое было снесено задолго до застройки, а опустевшие офисники сейчас либо пугают гостей города, либо переделываются в многоуровневые паркинги.
Уверен, когда-то и наш бизнес перешагнет очередную промежуточную ступень и начнет переезжать в удобные деловые районы, находящиеся в стороне от центра. Но что останется после этого в сердце нашего города? Морально и физически устаревшие, одиноко стоящие высотки? Центр города должен принадлежать культуре и истории. Ведь они не так следуют моде и рыночной конъюнктуре, как бизнес. Пример европейских столиц давно показал, что Альберт-Холл, собор Св. Петра или Пражская ратуша уверенно и уместно чувствуют себя в центре.
Бизнес не думает сейчас о будущем, ведь его цель - это жить и побеждать сейчас. Но почему стратегически правильный вектор развития деловой жизни города не формирует городская администрация?! Генеральный план развития Екатеринбурга предусматривает ввод в строй до 2020 г. 26 новых деловых центров общей площадью 927,7 тыс. кв. м. Уверен, что если застройщики, бизнес и власть не захотят что-то менять в стратегии расположения офисных центров, то качество жизни в нашем городе окажется значительно хуже, чем в Москве. А там уже сейчас добираться до работы по два часа – норма.
Дмитрий Палтусов
Колонка написана специально для «Делового квартала»