Уральские бизнесмены отказываются от офисных планировок формата open space — эксперты констатируют: при работе в открытом пространстве сотрудники часто болеют. Спрос сместился на кабинетную систему.
Участники рынка офисной мебели пришли к выводу: в стране, в том числе на Урале, наметилась новая тенденция — собственники и арендаторы офисов в бизнес-центрах все чаще отказываются от планировок open space. По словам Антона Беленинова, представителя компании «Юнитекс», open space уходит в прошлое:
«Мы проводили исследования с партнерами из Италии и Германии. Выяснилось, что при планировках open space сотрудники много и часто болеют, — потому что все находятся в открытом пространстве. Сейчас все заказчики просят отдельные кабинеты — это четкий тренд».
Как рассказывал «ДК» Андрей Горбунов, начальник департамента коммерческой недвижимости ЦН «Северная казна», в бизнес-центрах Екатеринбурга планировочное решение open space превалирует:
«Чем больше открытых пространств, тем лучше — меньше затраты на планировку, можно сделать офис так, как хочет арендатор».
Однако глава УК RED Алексей Клименко не согласен: большинство местных игроков консервативны и стараются любое открытое пространство максимально разделить, выделив для каждого руководителя и структурного подразделения отдельный кабинет. Это увеличивает потери полезной площади и расходы на эксплуатацию офиса, кроме того, снижает эффективность взаимодействия внутри компании, влияет на трудовую дисциплину. Но, убежден эксперт, open space в конечном счете победит кабинетную систему, как это произошло на Западе.
«Правда, организовать такое внутреннее пространство нужно правильно: должны быть спроектированы «тихие зоны», где сотрудник может сконцентрироваться на задаче, переговорные комнаты», — перечисляет г-н Клименко.
Как добавляет Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, девелоперы города уже давно наигрались в необычные проектировки, когда строили что-то скругленное, неформатное.
«Сейчас все приходят к тому, что строить нужно просто, прямоугольно, чтобы можно было легко сделать кабинеты, переговорные, если того потребует арендатор», — поясняет г-н Бриль.
Добавим, что открытая планировка офисного пространства впервые появилась в бизнес-центрах на Манхэттене в США в 1960-1970 гг. В Россию стиль open space пришел в середине 1990-х гг. — сперва он использовался в офисах транснациональных компаний, англоязычных газет, после — в отечественных издательствах. Сейчас открытые офисы есть в любом бизнес-центре.