Проблема безработицы остается острой, но сглаживать ее наймом людей на работу, которая не приносит пользы ни сотруднику, ни социуму — глупо и цинично. В прошлое уходит сразу ряд специальностей.
Труд облагораживает человека, но всякое ли занятие на самом деле полезно для общества и для самого работника? «Что и требовалось доказать» приводит список профессий, которые не просто бессмысленны, но еще и вредны.
Технологический прогресс подарит человечеству изобилие и свободное время, которое люди могут потратить на интеллектуальный досуг и духовный рост, в этом в 1930 году был совершенно уверен британский экономист Джон Мейнард Кейнс. Согласно его прогнозам, к началу XXI века западные страны сократят рабочую неделю до 15 часов. Такие прогнозы провалились, но и сегодня есть экономисты и социологи, которые в целом готовы поддержать Кейнса в его оптимизме.
Например, Дэвид Грэбер, американский антрополог, профессор экономики, один из участников акции «Захвати Уолл-Стрит». В 2013 году он утверждал, что технологии развиты достаточно, чтобы уже сегодня избавить человечество от монотонного труда, который не требует интеллектуальных усилий.
По его мнению, в течение рабочей недели рядовой сотрудник компании полностью выполняет свои обязанности за 15 часов. Остальное время он тратит на социальные сети, игры и общение с коллегами. Такую искусственную занятость Грэбер связывает со страхом свободного времени, который царит в западном обществе, и преувеличенным значением работы в современной капиталистической системе.
В России, по данным Росстата на 2016 год, высшее образование есть почти у 78% населения. Однако лишь чуть более половины из них работают по специальности. Постоянно меняющийся рынок труда приводит к росту скрытой безработицы: рабочие места формально сохраняются, хотя реального наполнения у них не осталось. Какие же профессии на сегодня по сути бессмысленны?
Охрана
Охраной в России занимается целая армия предприятий, так называемых ЧОПов. Только по данным официальной статистики в России на 2014 год охранниками работали 1,5 млн человек.
Большинство из них выполняет фиктивную работу: сидит на входе в помещение или у шлагбаума, решает сканворды и задает неудобные вопросы входящим («Вы к кому?»). Справок такие люди, как правило, не дают.
В случае реальной опасности эти профессионалы не в состоянии выполнить свои прямые обязанности —обеспечить безопасность людей, в том числе и потому, что их список полномочий очень невелик. Без представителей вневедомственной охраны МВД никакой охранник не имеет права досматривать сумки и задерживать злоумышленников. Единственное, что он может сделать, это позвонить в полицию.
Дежурные у эскалатора
Кого легко заменить роботом, так это дежурного у эскалатора, которого руководство метро зачем-то заставляет сидеть в стеклянной будке по 8 часов в день. Их работа заключается в том, чтобы громки требовать от пассажиров держаться за поручни и не задерживаться, проходить быстрее вперед, стоять по левую сторону. Других функций у дежурных нет, это стало очевидным, когда руководство метрополитена пообещало упразднить эту должность. Тогда же выяснилось, что выключение эскалатора в случае ЧП происходит автоматически, а чтобы снова включить его, у дежурного нет полномочий.
Операторы АЗС
Зачем нужны сотрудники заправок, которые вместо водителя берут шланг и вставляют пистолет в топливный бак, — загадка для многих. Заливать бензин в бак вместо водителя, очевидно, один из способов повысить его самооценку и подчеркнуть статус. Это не только глупо, но и вредно: работа на АЗС небезопасна для здоровья.
Консультанты в магазинах
Консультанты в магазинах обычно вызывают смешанные чувства сострадания и раздражения. С огромным упорством они пытаются уговорить забредших в магазин купить товар подороже, рассказывая о плюсах той или иной модели.
Их советам мало кто доверяет, a навязчивость вызывает желание как можно скорее покинуть магазин. Жертвами непродуманной рекламной стратегии в такой ситуации становятся все: и работодатели, и консультанты, и клиенты.
Раздатчики листовок
Раздача листовок сегодня выгодна, пожалуй, только типографии, которая печатает тираж. Тем, кто зарабатывает на жизнь, предлагая флаеры прохожим, этот труд не приносит ничего, кроме усталости и негативных эмоций. Платят за такую работу очень мало, людей заставляют одеваться в странные костюмы (от хот-дога до белочки), а реакцию людей на листовки позитивной не назовешь.
«Дедовский способ», с помощью которого социалисты-революционеры распространяли политические идеи в конце XIX века, в начале XXI века вряд ли сработает. Сегодня человек, взявший флаер, думает только о том, где ближайшая урна, в которую он сможет выбросить бумажку.
Теги: качество жизни, карьера