Меню

Окружной путь "Ермака"

Впервые полпред заявил о создании окружного телевидения почти два года назад. Наблюдатели расценили его слова просто: федеральной власти нужны собственные СМИ в округах. К тому времени как появ

Президентская идея единого информационного пространства страны воплотилась в уральском окружном телевидении. Совместный телеэксперимент ВГТРК, "4 канала" и полпреда Президента в УрФО Петра Латышева был официально представлен на прошлой неделе под символичной маркой "Ермак". Когда-то именно дружина Ермака, выступив в свой легендарный поход через Урал по указу государя, начала освоение Сибири. Сейчас полпредство хочет навести порядок в УрФО с помощью медиа-бизнеса.

Впервые полпред заявил о создании окружного телевидения почти два года назад.
Наблюдатели расценили его слова просто: федеральной власти нужны собственные СМИ в округах. К тому времени как появился институт полпредов, у областных и муниципальных властей уже были свои медиа-ресурсы. Представителям Президента также понадобился выход на аудиторию, чтобы продвигать государственные идеи на местах. Петр Латышев прилагал значительные усилия к созданию новой телекомпании. Еще прошлым летом в информационном центре полпредства готовились встречать 2002 г. с полноценным окружным телевидением. Но запустить новый телеканал с вещанием на весь округ на словах казалось легко, а на деле - гораздо сложнее. Несколько раз дата первого эфира переносилась. И только в июне 2002 г. канал начал работать.
Замыслы полпреда взялся реализовать президент медиа-холдинга "4 канал" Игорь Мишин, всегда подчеркивающий свою независимость от каких-либо властных структур. Интерес к проекту он с самого начала объяснял только коммерческой выгодой. У г-на Мишина был к тому времени опыт успешных медиа-проектов, профессиональная команда менеджеров и дополнительный плацдарм для экспериментов - 51 дециметровый канал в Екатеринбурге. В результате долгих совещаний в Москве с высокими медиа-чиновниками "эмтивишный" "пять Один" был выбран в качестве стартовой площадки под проект. Президентом компании назначили Сергея Фролова - одного из ведущих управленцев Мишина. Планировалось, что на площадях 51 канала разместится информационная студия, в которой будут готовиться ежедневные выпуски новостей о жизни Уральского федерального округа. А сетевыми партнерами окружной телекомпании станут ВГТРК, телекомпании "Югра" и "Ямал-регион". Но к моменту появления информационной программы "День" - первого собственного продукта - ситуация поменялась. Сетевым партнером "Ермака" стал "ДТВ" - обновленный "Дарьял-ТВ". Это стопроцентно развлекательный канал, демонстрирующий кинофильмы, романтические сериалы, развлекательные, спортивные и музыкальные программы. Руководство окружной телекомпании считает, что такое партнерство поможет поднять рейтинг нового СМИ. Сейчас "Ермак" вещает только в Екатеринбурге. По словам Игоря Мишина, самый трудный этап проекта еще впереди - к осени сигнал планируется "поднять на спутник". Это даст возможность строить наземную сеть распределения сигнала и транслировать программы на весь УрФО.
В других округах идея полпредского телевидения все еще остается идеей. Причин для этого несколько. В первую очередь нужно найти частоту для вещания. А это не так легко. В Сибирском федеральном округе, где должно было заработать окружное "Сибирь-ТВ", руководство нескольких местных телеканалов восприняло проект резко отрицательно и отказалось сотрудничать с идеологами из аппарата полномочного представителя. Другая проблема - финансирование. На первые два года работы "Ермаку" понадобится $4 млн. А в Сибири замахнулись на проект стоимостью около $20 млн. Среди инвесторов Сибирского окружного телеканала - ОАО "Сибнефть", РАО "ЕЭС России" и ОАО "Русский алюминий". Кто финансирует уральское окружное ТВ, так и остается тайной. Среди учредителей ЗАО "Ермак" - ВГТРК (25,1% акций), телекомпания "4 канал" (25,1%), ханты-мансийская "Югра" (5%), государственная телерадиокомпания ЯНАО "Ямал-регион" (3%). Остальная доля принадлежит малоизвестному Фонду развития телевидения Урала. Через него проект будут финансировать частные инвесторы. Как удалось выяснить "Стране. Ру", "на эту роль согласились "ЛУКОЙЛ" и "Евразхолдинг". Однако в самих компаниях такую информацию не подтверждают. А председатель совета директоров "Ермака" Игорь Мишин под предлогом деловой этики пока не раскрывает имен инвесторов. Продать инвестиционный пакет полностью, по его словам, планируется к весне следующего года. Ведь финансирование проекта, как особенно подчеркивают его учредители, будет осуществляться только за счет частных вложений. Игорь Мишин и Борис Кириллов, представитель полпредства в совете директоров "Ермака", в один голос заявляют, что "государственных вложений в канал нет и не планируется". Кстати, именно за это проект с самого начала был подвергнут жесткой критике. Начальник Управления печати и массовой информации Свердловской области Дмитрий Полянин тогда заявил: Те, кто вкладывают деньги в развитие медиа-бизнеса, будут стремиться максимально воспользоваться этим ресурсом. А проекты такого масштаба способны финансировать лишь олигархи. Это противоречит тезису Президента о равноудаленности олигархов от власти. Фактически полпредство намерено выступить вместе с одним из таких олигархов при создании окружного ТВ.
Вопрос, кто будет определять информационную политику нового канала, остается главным. Г-н Мишин гарантирует, что никакой цензуры и вмешательства в редакционные дела со стороны государственных структур он не допустит. Совет директоров "Ермака", возможно, действительно не будет диктовать никаких условий - он собирается лишь два раза в год и решает другие вопросы. Однако есть ли грань между вмешательством в редакционную политику и сотрудничеством с информационным центром полпредства, который возглавляет Борис Кириллов, неясно. Роль окружных властей в проекте он определяет так: Со стороны полпреда перед руководством "Ермака" и его творческим составом поставлена только одна задача - максимальная объективность, которой, к сожалению, сейчас в округе не хватает.
Доказать свою объективность канал сможет, только проработав какое-то время. А сейчас "Ермак" зарабатывает очки. Интрига вокруг финансового источника выгодна телекомпании: анонимность совладельцев проекта подогревает интерес к ней. По словам Игоря Мишина, с начала вещания рейтинг возрос на 2% и составляет 4% от общего объема телезрителей. Для сравнения: согласно последним исследованиям Gallup Media, самый высокий процент среди местных телекомпаний сейчас у "Четверки" - около 8%. Остальную аудиторию забирают себе центральные телеканалы.
Если эксперимент с идеей полпреда окажется удачным и "Ермак" будет полноценно представлен в большинстве городов округа, - это, в первую очередь, существенно увеличит доходы от рекламы одной из структур медиа-холдинга "4 канал" - компании "Телец Видео Интернешнл". Но как всякий стратег Игорь Мишин продумал все ходы и оставил пути к отступлению: Мое присутствие в качестве одного из руководителей проекта - определенный маячок того, что окружное телевидение просто невозможно представить как политическое. Если это случится, я здесь работать не буду. В таком случае бизнесмен все равно ничего не теряет. Новая студия в стиле hi-tech, новый дизайн канала и новый сетевой партнер - собственно, 51 канал уже неоднократно менялся накануне очередного сезона, конкурируя за зрительскую аудиторию. Основным телевизионным проектом Мишина остается "Четверка": информационный "День" "Ермака" выходит в эфир, не пересекаясь ни с одним из выпусков новостей "4 канала".