Впервые полпред заявил о создании окружного телевидения почти два года назад. Наблюдатели расценили его слова просто: федеральной власти нужны собственные СМИ в округах. К тому времени как появ
Впервые полпред заявил о создании окружного телевидения
почти два года назад.
Наблюдатели расценили его слова просто: федеральной
власти нужны собственные СМИ в округах. К тому времени как появился институт
полпредов, у областных и муниципальных властей уже были свои медиа-ресурсы.
Представителям Президента также понадобился выход на аудиторию, чтобы продвигать
государственные идеи на местах. Петр Латышев прилагал значительные усилия к
созданию новой телекомпании. Еще прошлым летом в информационном центре
полпредства готовились встречать 2002 г. с полноценным окружным телевидением. Но
запустить новый телеканал с вещанием на весь округ на словах казалось легко, а
на деле - гораздо сложнее. Несколько раз дата первого эфира переносилась. И
только в июне 2002 г. канал начал работать.
Замыслы полпреда взялся
реализовать президент медиа-холдинга "4 канал" Игорь Мишин, всегда
подчеркивающий свою независимость от каких-либо властных структур. Интерес к
проекту он с самого начала объяснял только коммерческой выгодой. У г-на Мишина
был к тому времени опыт успешных медиа-проектов, профессиональная команда
менеджеров и дополнительный плацдарм для экспериментов - 51 дециметровый канал в
Екатеринбурге. В результате долгих совещаний в Москве с высокими
медиа-чиновниками "эмтивишный" "пять Один" был выбран в качестве стартовой
площадки под проект. Президентом компании назначили Сергея Фролова - одного из
ведущих управленцев Мишина. Планировалось, что на площадях 51 канала разместится
информационная студия, в которой будут готовиться ежедневные выпуски новостей о
жизни Уральского федерального округа. А сетевыми партнерами окружной
телекомпании станут ВГТРК, телекомпании "Югра" и "Ямал-регион". Но к моменту
появления информационной программы "День" - первого собственного продукта -
ситуация поменялась. Сетевым партнером "Ермака" стал "ДТВ" - обновленный
"Дарьял-ТВ". Это стопроцентно развлекательный канал, демонстрирующий кинофильмы,
романтические сериалы, развлекательные, спортивные и музыкальные программы.
Руководство окружной телекомпании считает, что такое партнерство поможет поднять
рейтинг нового СМИ. Сейчас "Ермак" вещает только в Екатеринбурге. По словам
Игоря Мишина, самый трудный этап проекта еще впереди - к осени сигнал
планируется "поднять на спутник". Это даст возможность строить наземную сеть
распределения сигнала и транслировать программы на весь УрФО.
В других
округах идея полпредского телевидения все еще остается идеей. Причин для этого
несколько. В первую очередь нужно найти частоту для вещания. А это не так легко.
В Сибирском федеральном округе, где должно было заработать окружное "Сибирь-ТВ",
руководство нескольких местных телеканалов восприняло проект резко отрицательно
и отказалось сотрудничать с идеологами из аппарата полномочного представителя.
Другая проблема - финансирование. На первые два года работы "Ермаку" понадобится
$4 млн. А в Сибири замахнулись на проект стоимостью около $20 млн. Среди
инвесторов Сибирского окружного телеканала - ОАО "Сибнефть", РАО "ЕЭС России" и
ОАО "Русский алюминий". Кто финансирует уральское окружное ТВ, так и остается
тайной. Среди учредителей ЗАО "Ермак" - ВГТРК (25,1% акций), телекомпания "4
канал" (25,1%), ханты-мансийская "Югра" (5%), государственная телерадиокомпания
ЯНАО "Ямал-регион" (3%). Остальная доля принадлежит малоизвестному Фонду
развития телевидения Урала. Через него проект будут финансировать частные
инвесторы. Как удалось выяснить "Стране. Ру", "на эту роль согласились "ЛУКОЙЛ"
и "Евразхолдинг". Однако в самих компаниях такую информацию не подтверждают. А
председатель совета директоров "Ермака" Игорь Мишин под предлогом деловой этики
пока не раскрывает имен инвесторов. Продать инвестиционный пакет полностью, по
его словам, планируется к весне следующего года. Ведь финансирование проекта,
как особенно подчеркивают его учредители, будет осуществляться только за счет
частных вложений. Игорь Мишин и Борис Кириллов, представитель полпредства в
совете директоров "Ермака", в один голос заявляют, что "государственных вложений
в канал нет и не планируется". Кстати, именно за это проект с самого начала был
подвергнут жесткой критике. Начальник Управления печати и массовой информации
Свердловской области Дмитрий Полянин тогда заявил: Те, кто вкладывают деньги в
развитие медиа-бизнеса, будут стремиться максимально воспользоваться этим
ресурсом. А проекты такого масштаба способны финансировать лишь олигархи. Это
противоречит тезису Президента о равноудаленности олигархов от власти.
Фактически полпредство намерено выступить вместе с одним из таких олигархов при
создании окружного ТВ.
Вопрос, кто будет определять информационную политику
нового канала, остается главным. Г-н Мишин гарантирует, что никакой цензуры и
вмешательства в редакционные дела со стороны государственных структур он не
допустит. Совет директоров "Ермака", возможно, действительно не будет диктовать
никаких условий - он собирается лишь два раза в год и решает другие вопросы.
Однако есть ли грань между вмешательством в редакционную политику и
сотрудничеством с информационным центром полпредства, который возглавляет Борис
Кириллов, неясно. Роль окружных властей в проекте он определяет так: Со стороны
полпреда перед руководством "Ермака" и его творческим составом поставлена только
одна задача - максимальная объективность, которой, к сожалению, сейчас в округе
не хватает.
Доказать свою объективность канал сможет, только проработав
какое-то время. А сейчас "Ермак" зарабатывает очки. Интрига вокруг финансового
источника выгодна телекомпании: анонимность совладельцев проекта подогревает
интерес к ней. По словам Игоря Мишина, с начала вещания рейтинг возрос на 2% и
составляет 4% от общего объема телезрителей. Для сравнения: согласно последним
исследованиям Gallup Media, самый высокий процент среди местных телекомпаний
сейчас у "Четверки" - около 8%. Остальную аудиторию забирают себе центральные
телеканалы.
Если эксперимент с идеей полпреда окажется удачным и "Ермак"
будет полноценно представлен в большинстве городов округа, - это, в первую
очередь, существенно увеличит доходы от рекламы одной из структур медиа-холдинга
"4 канал" - компании "Телец Видео Интернешнл". Но как всякий стратег Игорь Мишин
продумал все ходы и оставил пути к отступлению: Мое присутствие в качестве
одного из руководителей проекта - определенный маячок того, что окружное
телевидение просто невозможно представить как политическое. Если это случится, я
здесь работать не буду. В таком случае бизнесмен все равно ничего не теряет.
Новая студия в стиле hi-tech, новый дизайн канала и новый сетевой партнер -
собственно, 51 канал уже неоднократно менялся накануне очередного сезона,
конкурируя за зрительскую аудиторию. Основным телевизионным проектом Мишина
остается "Четверка": информационный "День" "Ермака" выходит в эфир, не
пересекаясь ни с одним из выпусков новостей "4 канала".